» » Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Крест на скале” и Пушкина “Монастырь на Казбеке”

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова “Крест на скале” и Пушкина “Монастырь на Казбеке”


А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины Х1Хвека. Изучение творчества двух поэтов позволяет нам увидеть то общее, что связывает их. Во – первых, жанровый универсализм. во-вторых, наследие романтизма (традиция Байрона),в-третьих, общность тематики некоторых лирических произведений. Но в то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Если Пушкин обращается к широкому кругу тем, мотивов. образов, то Лермонтову характерна сосредоточенность на узком круге тем. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлена как субъективными (ранняя биография) факторами, так и объективными ( разная социокультурная атмосфера эпохи). Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтову – пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоска, безысходность. Как эти сходства и различия отражаются в их стихотворениях?

Итак, сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова “Крест на скале “(1830г) и А. С. Пушкина “Монастырь на Кавказе”(1829г) позволит нам проследить это.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов, И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я!

Первоначальное знакомство с поэтическими текстами позволяет увидеть их общность. Во-первых, в стихотворениях содержатся слова одной лексической группы – религиозной (“монастырь”, “крест”, “бог”, “молился”). Это уже настраивает на торжественность и величавость прочтения стихотворений. Во-вторых, в основе стихотворений Пушкина и Лермонтова лежит одна и та же ситуация. Перед нами экзотический пейзаж Кавказа и лирический герой, чей взгляд устремлен ввысь, чье желание – подняться к “вольной вышине”. В-третьих, мы видим неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, желанием изменить свою жизнь, стремлением быть ближе к Богу, в-четвертых, каждое из них состоит их двух частей: описание гор и стремление лирического героя ввысь. Романтическое мироощущение в стихотворениях вызвано увиденной картиной неземной красоты, пейзажем, который окружает лирического героя. Кавказ всегда пробуждал у поэтов романтическое мироощущение.

Стихотворение “Крест на скале”, состоящее из 3 катренов, имеет разную интонационную окраску. Трехстопный амфибрахий с цезурой и со смежной рифмовкой позволяет автору передать грустную интонацию первых двух катренов. Интонация резко изменяется в последней строфе, что достигается при помощи синтаксического строя. 4 стиха последнего катрена звучат более воодушевленно, сильно. Мы уже чувствуем силу стремления лирического героя. Если в первых восьми строках употребляются глаголы в форме изъявительного наклонения, то в последней строфе – глаголы в форме сослагательного наклонения, но в значении повелительного. И это усиливает стремление лирического героя к вершине скалы.

Лирический герой заворожен кавказским пейзажем, но более всего его манит далекая скала, на которой много лет “крест деревянный чернеет”. Мрачный образ креста, который “гниет”, “гнется от бурь и дождей”, зовет лирического героя ввысь, куда может долететь лишь степной орел. Там, в вышине, где можно “схватить облака”, лирический герой видит свою независимость от “цепи бытия”, от повседневной суеты, свою свободу. Нет, он не ищет покоя. Лирический герой не принимает реальности, им владеет бунтарское желание слиться со стихией, “сбросить цепь бытия”. Несбыточность мечты лирического героя подчеркнута во второй строке “туда долететь лишь степному орлу” и в последней строфе (использование форм сослагательного наклонения глаголов). Но, несмотря на это, олицетворенный образ креста с “подъятыми руками” усиливает желание устремиться в вышину, где лирический герой готов “молиться и плакать”, “сбросить цепь бытия”, “побрататься с бурей”. Он томится своим бессильем, так как не может взойти на скалу. И это угнетает его. Отсюда и контраст в создании образов черного креста и белых, недостижимых облаков.

В стихотворении прослеживается влияние романтизма.

Кавказский пейзаж с “далекими холмами” придает лирическому герою мятежный дух. Автор вводит излюбленные романтические образы орла, бури, подробно дает описание мрачности креста ( 6 строк посвящены описанию), последняя строфа представляет собой одно целое. по эмоциональной окрашенности, восклицательное предложение.

Стихотворение Пушкина “Монастырь на Казбеке” вызывает иное настроение. Оно начинается величаво и торжественно. Чтобы передать торжественность и величественность кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику ( “монастырь”), библейское слово”ковчег”, старославянскую лексику “вожделенный”, ” брег”, ” келья”, “сияющий”, “реющий”). А также сравнений (монастырь как ковчег), оценочных эпитетов (“царственный шатер”). Во второй строфе выражено стремление лирического героя “к вольной вышине”.Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения.

Образ “реющего ковчега” соотносится с “вожделенным брегом”, куда стремится попасть лирический герой. Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Кавказа, напоминающей “царственный шатер”, на монастырь, скрывающийся за облаками и напоминающий “реющий ковчег”. Эти недосягаемые человеку поэтические образы ассоциируются с Богом, свободой, вечностью: “шатер сияет вечными лучами”, ” вольная вышина”, “соседство с Богом “. Лирический герой Пушкина ищет покоя, он желает “скрыться” в “заоблачной келье”, быть рядом с Богом в тишине и покое.

Стихотворение Пушкина написано четырехстопным ямбом, что создает неторопливое. величественное описание кавказского пейзажа.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: