» » Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»

Анализ стихотворения Лермонтова «Не верь себе»


«Не верь себе» – стихотворение, написанное в 1839 году и относящееся к позднему творчеству Лермонтова. В нем нашли отражение основные темы его поэзии, неоднократно встречавшиеся ранее в различных вариациях. Главный мотив – конфликтные отношения стихотворца и общества. К произведению «Не верь себе» предпослан эпиграф из «Пролога» к сборнику «Ямбы» французского поэта-романтика и драматурга Огюста Барбье. В процитированных строках Лермонтов намеренно делает изменение.

У Барбье говорится: «Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов». Михаил Юрьевич вместо местоимения «мне» ставит «нам». В итоге существенно меняется смысл. У Барбье лирический герой осуждает других стихотворцев. В интерпретации Лермонтова строки звучат будто бы от лица толпы.

Уже в самом тексте «Не верь себе» подчеркивается конфликт поэта и общества. Стихотворцу предлагается не унижать себя, не выставлять на диво простодушной черни гной душевных ран. Толпе совершенно нет дела до страданий поэта. Она с легкостью пройдет мимо него привычной дорогой. Ударным получился финал стихотворения. В последних строках Лермонтов сравнивает поэта с разрумяненным трагическим актером, махающим картонным мечом. Именно таким его видит общество, совершенно не нуждающееся в лирической поэзии.

«Не верь себе» – произведение, до сих пор вызывающее споры среди литературных критиков. По мнению Белинского, речь в стихотворении идет о сочинителе, не имеющем истинного дарования. Якобы именно поэтому в первых строках лирический герой советует «молодому мечтателю» опасаться вдохновения и не искать в нем напрасно признака небес. Подобное толкование «Не верь себе» стоит признать несколько узким. Лермонтов не столько обличает эпигонство, сколько размышляет о важнейшей проблеме романтизма как направления в искусстве – невыразимости. Поэтический дар в стихотворении представляется отравленным напитком, раз узнавший его в дальнейшем

обречен на мучения от неудовлетворенности собственными творениями. Для художника – романтика процесс сочинения сложен и порой невыносим, ведь он способен воспринимать сигналы из другой реальности. Мир обыденный отразить в творчестве возможно, но как передать то, что ощущается душой?

По мнению ряда исследователей, прямой предшественник лермонтовского «Не верь себе»

– «Невыразимое» (1819) Жуковского, а ближайший известный последователь – «Silentium!» (1833) Тютчева.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: