» » Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”

Анализ стихотворения Тютчева “Весна (Любовь земли и прелесть года…)”


По верному замечанию русского философа С. Л. Франка (1877-1950), описания весны в творчестве Тютчева “принадлежат к самым прекрасным страницам мировой лирики”. Мыслитель отмечает, что это время года в произведениях Федора Ивановича несет с собой идею света и радости. Посредством его воспевания поэт познавал божественное начало. Наибольшее количество стихотворений, посвященных весне, написано Тютчевым в первый период творчества, то есть в 1820-30-е годы. По мнению теоретика искусства Т. Н. Райнова (1888-1958), юный Федор Иванович – “светлая, огнистая, собою полная душа”. При этом весна для поэта на протяжении всего творческого пути оставалась живительной силой, способной даровать человеческой душе исцеление и облегчение. Самые радостные и самые жизнеутверждающие мотивы тютчевской лирики навеяны именно весной.

В 1820-х годах создавалось стихотворение “Любовь земли и прелесть года…”. Основное место в нем занимает весна. Лирический герой восторженно приветствует ее приход, поэтому произведение отличается возвышенным, приподнятым настроением. Едва ли не ключевым средством художественной выразительности становятся риторические восклицания. Весна в рассматриваемом тексте именуется любовью земли и прелестью года. Вместе с ней на земле появляется “дух жизни, силы и свободы”. С ее приходом в людские души льется радость, словно “бога животворный глас”. Она неразрывно связана с любовью – это слово в относительно небольшом стихотворении Тютчев повторяет четыре раза. В весенней лирике Федора Ивановича часто упоминаются цветы, причем порой их названия не конкретизируются. Они олицетворяют собой все лучшее, с чем традиционно ассоциируется весна, – молодость, красоту, любовь. В анализируемом тексте говорится о розах. Кроме того, в последней строфе стихотворение “Любовь земли и прелесть года…” называется бедным даром признательной любви и сравнивается с цветком “простым, не благовонным”.

Интересно, что в рассматриваемом произведении не нашлось места описанию пейзажа. Тютчев не прибегает к изображению конкретных примет наступления весны, например, к таянию снегов, распускающимся цветам, зеленеющим деревьям. Зато в подзаголовке стихотворения присутствует уточнение – “Посвящение друзьям”. Возникает ощущение, что юный Федор Иванович готов оставить на откуп другим поэтам воспевание весны через описание основных ее признаков.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: