» » Анализ стихотворения Лермонтова “1830. Майя. 16 число”

Анализ стихотворения Лермонтова “1830. Майя. 16 число”


Юношеская поэзия Лермонтова представляет собой своеобразную лирическую исповедь, личный дневник, посредством которого он делился интимными переживаниями, философскими рассуждениями, политическими взглядами. В этом деле Михаил Юрьевич следовал за зарубежными романтиками – французскими писателями Этьеном Пивером Сенанкуром и Жерменой де Сталь, а также продолжал традиции, заложенные еще в прозе Жан-Жака Руссо. Все перечисленные авторы тяготели к жанрам исповеди, писем, дневников, отличающихся субъективизмом и эгоцентризмом.

В ранней лирике Лермонтова нередко встречаются стихотворения, в качестве заглавия к которым использованы даты или инициалы, что сближает их с произведениями эпистолярного жанра и дневниковыми заметками, придает им личную окраску. Среди подобных текстов – “1830. Маия. 16 число”. Произведение представляет собой написанную от первого лица философскую медитацию. Его центральная тема – тема смерти. В первых строках лирический герой заявляет, что смерть не страшит его. Ужасным ему кажется другое – тесно связанное с физической гибелью забвение. “Исчезнуть совершенно” – вот главный страх. Сначала герой находит возможный выход – не останется на земле его тела, зато останутся плоды трудов. Впрочем, и такой вариант не слишком ему нравится.

Для Лермонтова не характерно гармоничное ощущение смены поколений, природного круговорота, способное несколько смягчить трагизм физической кончины. Смерть для него – “бессмысленное поглощение мирозданием человеческой индивидуальности” и роковая тайна, разгадка которой ему не слишком интересна. Гибель тела, оболочки не так волнует Михаила Юрьевича, как исчезновение духовного “я”, что нашло отражение и в стихотворении “1830. Маия. 16 число”. Как правило, в лермонтовской лирике смерть предстает в неразрывной связке с любовью.

В рассматриваемом тексте поэт отказывается от этой пары. Зато появляется мотив противостояния художника толпе, характерный для всего творчества Михаила Юрьевича. Кроме того, затрагивается тема вечного покоя, часто встречающаяся в лермонтовской поэзии. Как правило, вечный покой лирический герой обретает, войдя в последнюю дверь. В стихотворении “1830. Маия. 16 число” Михаил Юрьевич отказывает ему в этом. В финале герой пророчествует – по его мнению, покоя ему не видать в загробном мире, как не видел он покоя при жизни.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: