» » Анализ стихотворения Исаковского «В лесу прифронтовом»

Анализ стихотворения Исаковского «В лесу прифронтовом»


Стихотворение «В лесу прифронтовом» было написано М. В. Исаковским в 1942 году.

Оно посвящено жене поэта Лидии. Музыка была написана М. Блантером. Стихотворение стало известной песней.

Лирический герой этого стихотворения – простой боец, один из многих, покинувших родной дом, своих близких и ушедших на фронт. В осмыслении им происходящего, в его чувствах прослеживается связь времен: настоящее вызывает неизменные мысли о прошлом и будущем. Простая, бесхитростная мелодия, скромный осенний пейзаж – все это порождает в душе лирического героя особое эмоциональное состояние. Он (и каждый из бойцов) вспоминает о прошлой любви, «о чем-то дорогом». И это воспоминание укрепляет дух бойцов в трудный час, дает им силы и мужество для того, чтобы идти в бой:

Пусть свет и радость прежних встреч Нам светят в трудный час,

А коль придется в землю лечь,

Так это ж только раз.

Стихотворение захватывает читателей чувством товарищества, фронтового братства, когда все живут единым, переживают одни и те же чувства, понимают друг друга без слов.

Герои Исаковского – простые, скромные люди, очень надежные, любящие своих близких, свой народ, Родину. Они надеются на лучшее, но готовы ко всему. И поэт призывает их честно выполнить свой долг:

Но пусть и смерть – в огне, в дыму – Бойца не устрашит.

И что положено кому –

Пусть каждый совершит.

Каждый из них в любую минуту может встретиться со смертью, однако они говорят об этом прямо и просто, прикрывшись шуткой, за которой видна настоящая человеческая сила и бесконечная душевная щедрость:

А коль придется в землю лечь,

Так это ж только раз.

Как отмечали критики, поэту «удалось здесь выразить одну из самых замечательных черт в духовном облике своего народа, который в самые высокие часы истории, на гребне самых великих свершений сохранял неподдельную душевную ширь и естественность».

Стихотворение написано катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («очей любимых»), инверсию («С берез, неслышен, невесом, Слетает желтый лист»), олицетворение («Вздыхают, жалуясь, басы»), анафору (3,4,5,6, 10 строфы), метафору («дорога к ней Ведет через войну»), восклицательные предложения («За все, что завтра ждем!»), сравнение («И, словно в забытьи, Сидят и слушают бойцы»). На фонетическом уровне находим аллитерацию и ассонанс («С берез, неслышен, невесом, Слетает желтый лист»).


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: