» » Анализ стихотворения Карамзина “Берег”

Анализ стихотворения Карамзина “Берег”


Уже завершая поэтический путь, Карамзин написал стихотворение “Берег”. Оно необычно и по ритмической форме, и по мажорному лирическому настрою. Поэт был более склонен к тихой печали и меланхолии. Это же стихотворение – бодрое и энергетичное, несмотря на драматизм содержания.

 Берег
 После бури и волненья,
 Всех опасностей пути,
 Мореходцам нет сомненья
 В пристань мирную войти.
 Пусть она и неизвестна!
 Пусть ее на карте нет!
 Мысль, надежда им прелестна
 Там избавиться от бед.
 Если    ж взором открывают
 На брегу друзей, родных,
 О блаженство! – восклицают
 И летят в объятья их.
 Жизнь! ты море и волненье!
 Смерть! ты пристань и покой!
 Будет там соединенье
 Разлученных здесь волной.
 Вижу, вижу... вы маните
 Нас к таинственным брегам!..
 Тени милые! храните
 Место подле вас друзьям.

Бодрое мелодическое звучание стиха возникает главным образом благодаря восходящему ритму строк. Это значит, что ударные слоги сконцентрированы преимущественно в последних стопах строчек. Восходящая мелодическая интонация способствует ощущению радостного воодушевления. Чему же радоваться? Разумной непреложности законов человеческого бытия, – так считает поэт. Пока ты живешь, наслаждайся жизнью: ее волнениями, бурями, манящими опасностями пути. Воспринимай жизнь, как безбрежную стихию моря. Но и смерть не должна пугать человека. Ведь она – лишь “мирная пристань и покой”. Она соединит тех, кто был разлучен бурными волнами жизни.

Перед нами – еще одно поэтическое открытие Карамзина. В “Береге” элегический грустный мотив претворен в анакреонтическую жизнеутверждающую форму. “Анакреонтические” стихи писал, как помним, еще Ломоносов. Но у него изображенные предмет или чувство были строго заданы “высоким” жанром: слишком монолитные и потому условные. У Карамзина несколько иначе. В пределах одного произведения видим два разных начала, соединенных в образ-символ берега. Берег – граница бытия и небытия. Он одновременно и волненье жизни, и покой последней пристани. Через два десятилетия в поэзии К. Н. Батюшкова и Пушкина найдем замечательное развитие этого образа-символа.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: