» » Анализ стихотворения Пастернака «У себя дома»

Анализ стихотворения Пастернака «У себя дома»


Стихотворение Б. Л. Пастернака “У себя дома” – одно из самых незаметных в его знаменитом сборнике “Сестра моя – жизнь” (1922). Само по себе оно никогда не привлекало внимания критиков: видимо, казалось, что текст его нетрудный и не нуждается в особой расшифровке. Только в двух книгах, посвященных композиционному анализу “Сестры моей – жизни” в целом, авторы уделили внимание и ему: К. О’Коннор посвящает ему полторы страницы, а А. Майер – полстраницы. Мы попробуем дополнить и отчасти корректировать их наблюдения, отмечая интертекстуальные связи и, главным образом, сложную структуру основных тропов. В сборнике “Сестра моя – жизнь (Лето 1917 года) ” – десять разделов, третий с конца называется “Возвращение”, в нем только два стихотворения: самое длинное в сборнике “Как усыпительна жизнь!.. ” и одно из самых коротких – “У себя дома”. Из заглавия явствует, что здесь описываются впечатления Пастернака при его возвращении в Москву из поездки в сентябре 1917 г. в Балашов к Е. А. Виноград. Стихотворение написано трехударным дольником (постепенно переходящим в ровный дактиль), концовка отмечена двумя укороченными строками. В нем пять четверостиший; среднее выделено отбивкой как кульминация, начальные и конечные напечатаны слитно.

Жар на семи холмах, голуби в тлелом сенце. С солнца спадает чалма: время менять полотенце (мокнет на днище ведра) . И намотать на купол. В городе – говор мембран, шарканье клумб и кукол.

Надо гардину зашить: ходит, шагает масоном. Как усыпительно – жить! ак целоваться – бессонно! Грязный, гремучий, в постель падает город с дороги. Нынче за долгую степь веет впервые здоровьем. Черных имен духоты не исчерпать Звезды, плацкарты, мосты, спать! В первых полутора строфах изображается Москва на закате знойного летнего дня: чтобы облегчить жару и, возможно, головную боль, поэт наматывает себе на голову мокрое полотенце “Семь холмов” – метонимическое обозначение Москвы; в нем здесь для поэта важны не идейные славянофильские ассоциации (третий Рим уподобляется первому) , а зрительные образы выпуклых округлостей: они перекликаются с такими же округлостями солнца, куполов и человеческой головы.

Купола – такая же традиционная примета Москвы; здесь, может быть, прямо имеется в виду главный купол храма Христа Спасителя, который можно было видеть из квартиры родителей Пастернака на Волхонке (отмечено А. Майер). Но здесь это прежде всего метафорическое обозначение головы – с очень просторечными ассоциациями, от выражения “ударить, стукнуть человека по ку (м) полу”. Столкновение высокого и низкого стиля в одном слове – обычный прием Пастернака.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: