Анадиз стихотворения Фета “Тополь


Осеннее увядание и наступление “жестокой поры” зимы вызывает грусть, упадок жизненных и творческих сил у чуткого героя фетовской лирики. Впечатление от безрадостного пейзажа скрашивает надежда, пусть слабая, тлеющая. Подыскивая варианты преодоления депрессии, поэт обращается к образам деревьев, сакральная роль которых сформировалась еще во времена языческой культуры. Мощные создания природы, они имеют связь как с горним миром, так и с преисподней, и согласуют земной жизненный цикл с естественным ходом времени. Дуб и береза в фетовской трактовке становятся символами мудрости, стойкости, терпения и веры.

Стихотворение 1859 г. начинается с изображения безотрадной пейзажной зарисовки, которая нетипична для радостного мировосприятия автора. Зафиксировав внимание на тревожном знаке – тишине прежде многоголосого сада, поэт словно складывает мозаику из сумрачных деталей. Нагнетается лексика с семантикой печали и физического конца, наделенная отрицательными коннотациями: “потух”, “мертвыми”, “смертный недуг”, “тлетворный”. Широко используются анафорические конструкции: дважды упоминается лексема “последний”, за прилагательным “унылыми” следует однокоренное отглагольное существительное. Завершает череду повторов компаратив “мрачнее”, данный в двух вариантах формы.

Миру, охваченному атмосферой тоски и предчувствиями смерти, противостоит образ тополя, одиночество которого также отмечено в двух эпизодах поэтического текста. Дерево, подобно близкому другу, становится адресатом лирического послания во втором и третьем катренах.

Центральная и заключительная части стихотворения объединены с помощью глаголов второго лица единственного числа: “таишь”, “лепечешь” и др. Личные формы глаголов служат и средством создания антропоморфного образа, который может скрывать или сообщать информацию. Главным же свойством тополя становится способность припоминания. С учетом последнего обстоятельства складывается его сложная символика, утверждающая связь образа с категориями мужества, памяти и надежды. Герой восхищается неизменностью, твердостью позиции своего адресата, верностью воспоминаниям о прекрасных “вешних днях”.

Еще одна знаковая деталь – ветви, поднятые вверх, “к небесам”. Они задают духовно-пространственные ориентиры, заставляя оторваться от унылого разглядывания разбросанной под ногами листвы. Ободренный, воспрянувший духом, устремивший свои помыслы к горней выси – финал представляет лирического субъекта, усвоившего урок мудрости, который преподал тополь.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: