Анализ стихотворения Фета «Серенада»

Трудно вообразить себе более рыцарственно-нежное поклонение перед женщиной, чем в стихах у Фета. Когда он говорит усталой красавице (в стихотворении: «На двойном стекле узоры»):

Ты хитрила, ты скрывала, ты была умна: ты давно не отдыхала, ты утомлена.

Полон нежного волненья, сладостной мечты,

буду ждать успокоенья чистой красоты»;

когда он, видя влюбленную чету, чувства которой не поддаются выражению, с живейшим волнением восклицает (в стихотворении «Она — ему образ мгновенный», 1892):

«Да кто это знает, да кто это выскажет им? «; когда трубадур поет с бодрым весельем утреннюю серенаду:

«Я пришел к тебе с приветом» и с тихой нежностью вечернюю серенаду «Тихо вечер догорает»;

когда он с истеричностью страстно влюбленного заявляет своей возлюбленной (в стихотворении

«О, не зови! «), что ей не надо звать его словами:

«И не зови — но песню наудачу любви запой; на первый звук я, как дитя, заплачу, и — за тобой! «;

огда он зажигает перед женщиной свои «вечерние огни» «коленопреклонный и красотой умиленный» (стихотворение 1883 г. «Полонянскому»); когда он же (в стихотворении

«Если радует утро тебя») просит деву: «подари эту розу поэту» и обещает ей в обмен вечно-душистые стихи, «стихе умиленном найдешь эту вечно-душистую розу», — возможно ли тогда не восхищаться этой любовной лирикой, и не готова ли повторить, читая Фета, благодарная русская женщина восклицание Евы в «Нюрнбергских

мейстерзингерах» Рихарда Вагнера, увенчивающей лаврами своего трубадура, Вальтера: «Никто, кроме тебя, не может домогаться любви с таким обаянием! » («Keiner, wie du, so suss zu werben mag!»).

Удачных любовно-лирических стихотворений у Ш. очень много; их можно считать чуть ли не десятками. Большой знаток и ценитель природы вообще и русской в особенности, Фет создал целый ряд шедевров и в сфере лирики природных настроений; эту лирику следует искать у него под рубриками «Весна. Лето. Осень. Снега. Море».

Кому не известны по хрестоматиям стихотворения

«Печальная берега у моего окна»,

«Теплый ветер тихо веет, жизнью свежей дышит степь»,

«На Днепре в половодье»

(«Светало. Ветер гнул упругое стекло»)?

А сколько еще у Фета стихотворений менее известных, но подобных же и не худших! Природу он любит во всей ее совокупности, не только пейзаж, но и царство растительное, и животное во всех деталях; поэтому у него так

хороши стихотворения «Первый ландыш», «Кукушка» (1886) и «Рыбка» («Тепло на солнышке», известна по хрестоматиям). Разнообразие природных настроений у Фета поразительно; ему одинаково удаются и осенние картинки (например «Хандра», с заключительными ее стихами: «Над дымящимся стаканом остывающего чаю, слава Богу! понемногу, будто вечер, засыпаю».) и весенняя (например, «Весна на дворе», с оптимистическим заключением: «В эфире песнь дрожит и тает, на глыбе зеленеет рожь — и голос нежный напевает: еще весну переживешь! «).


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: