Герои ранних произведений Горького


По яркому и точному слову Л. Леонова, рубеж XIX и ХХ в. пересекла “тройка” великих русских писателей: Л. Н. Толстой. А. П. Чехов и А. М. Горький. В этой тройке “коренником” был Л. Толстой, но именно Горькому, самому молодому из них, суждено было перекинуть, как мост, идею литературного служения из XIX в ХХ век. Он стал живущим в современности классиком и для тех, кто почтительно признавал это, и для тех, кто рьяно это отрицал.

Ново, ярко и смело прозвучало слово молодого Горького. Пессимизму, социальному цинизму, усталости от жизни он противопоставил идею свободы, подвига: “Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед”.

“Настало время нужды в героическом” – так определил писатель общественную потребность, на которую ответил созданием романтических образов сильных, гордых и страстных героев, противопоставленных “скучным людям” (рассказы “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”).

Создавая образы таких героев, Горький не боялся “приукрашивать” жизнь, используя художественные приемы, найденные романтиками-предшественниками. Это и описание исключительной личности в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчеркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика.

Начиная с самых первых произведений, в творчестве Горького звучит вопрос “как жить?” Он становится одним из основных в рассказе “Старуха Изергиль” (1895). Каждый герой произведения – Ларра, Данко, Изергиль – личность яркая, возвышающаяся над обыденностью. Но оказывается, что наличия качеств сильной личности еще недостаточно для положительного отношения к ней. Гораздо более важно то, на достижение каких целей направлена эта сила.

В противопоставлении и сопоставлении героев произведения утверждается идея подвига во имя общего счастья. Герой одной из легенд – Ларра, сын женщины и орла – наказан за свою гордыню страшной карой: он обречен на вечную жизнь в одиночестве. От имени древнего народа его судят старейшины, олицетворяющие мудрость извечных законов единения, уважения, человечности.

В самоотверженном служении людям – смысл жизни Данко, подтверждающего вывод Изергиль о том, что “в жизни всегда есть место подвигам”. Тяготы пути, ропот и непонимание людей, их страх и ужас – все довелось преодолеть Данко, освещавшему путь своим горящим сердцем. Любовь к людям и жалость к ним дают силы герою.

Атмосферу испытаний усиливает пейзаж, детали которого символичны. Смрадное болото, непроходимый лес, гроза олицетворяют то “страшное, темное и холодное”, что есть в жизни и в самом сознании человека, а ширь степи, сияние солнца – “свободную землю”, свет души, к которым всегда стремится человек. Таким образом, пейзаж в рассказе не только создает атмосферу “сказочности”, необычности, но и служит способом выражения обобщенно-философского смысла произведения.

Та же проблема – проблема смысла жизни – находится в центре “Песни о Соколе” (1895). В этих двух произведениях много общего. В основе их композиции лежит антитеза: Ларра – Данко, Уж – Сокол. Противопоставлены два миропонимания, два разных отношения к жизни. Естественно поэтому контрастен и пейзаж, сопровождающий героев, и отношение к ним. В обоих произведениях использована форма сказок, легенд, и все изображаемое наполнено глубоким философским подтекстом.

Воплощением памяти и мудрости народной становятся рассказчики – старуха Изергиль, пастух Рагим. Немало общего в стиле произведений. Изображение героев, по словам Горького, “повышено в тонах и красках”, что достигается обильным использованием эпитетов, сравнений, разнообразных повторов (“…;под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, “они шли, пели и смеялись”, “высоко в горы вполз Уж…; высоко в небе сияло солнце”, “дрожали скалы от их ударов, дрожало небо от грозной песни”).

Особую эмоциональность повествованию придает явно выраженная ритмизация прозаической речи: “Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” (ямб). Чеканность фразы, ее афористичность – еще одна отличительная особенность произведений М. Горького.

Романтически окрашенное, преувеличенно восторженное воспевание “героя подвига” лишь усиливало в писателе тягу к изображению реальной жизни реального человека”. В ней он видел “комариную жизнь обыкновенных людей”, которую ненавидел, и “великое дело незаметно маленьких людей”. Горький нашел в среде “маленьких людей” героев необыкновенных, с особым благородным строем души, с чувством внутренней свободы. Ими оказались босяки, выброшенные на обочину жизни, на самое ее дно, но, вопреки обстоятельствам, сохранившие “жемчужины нравственных качеств”.

Один из первых примеров такого героя дан в раннем рассказе “Челкаш” (1895). Реалистически нарисована открывающая произведение картина порта. И в то же время перед нами возникает обобщенный образ мира, враждебного человеку, поработившего и обезличившего людей.

В портрете главного героя, именем которого назван рассказ, черты романтические (подчеркнуто сходство с диким и сильным хищником) соединены с реалистической детализацией: “в…; буром усе у него торчала соломина, другая соломина запуталась в щетине левой бритой щеки…;” Жизненную основу имеет конфликт двух героев, но решен он романтическими приемами.

Сквозная мысль всего творчества Горького – о “пестроте” человеческих характеров, о том, что одни – “скучные люди”, “родятся стариками”, неспособными понять истинную красоту жизни, а другие, свободные и мужественные, эту красоту олицетворяют или, во всяком случае, вносят в жизнь “бродильное начало”, звучит в этом произведении.

Темы и образы ранних произведений М. Горького отвечали на запросы массового демократического сознания читателя, появившегося в России в конце XIX в. и ждавшего от искусства отражения всех своих чаяний. Герои раннего Горького не только отвечали этим требованиям, но и решали идею преодоления векового гнета, были воплощением личностной свободы.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: