» » Смерть Катерины поражение или победа над Темным царством

Смерть Катерины поражение или победа над Темным царством


Немало сильных характеров создано мастерами русской литературы, немало горячих сердец воспето. Но всегда или почти всегда судьбы таких героев более чем печальны – они по-настоящему трагичны! Трагедия твердости духа, веры в мечту, приверженности своим идеалам и стремлениям, трагедия добра и красоты. Одной из таких трагедий стала судьба Катерины – героини драмы А. Н. Островского “Гроза”.

В устах Кулигина, местного механика-самоучки, звучит песня “Среди долины ровныя”, которая стала поэтическим зерном всего произведения: чем богаче духовно, чем выше нравственно человек, тем меньше у него внешних опор, тем драматичнее его существование. “Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?” – отчаянно спрашивает героиня. “Куда мне бедной деться? За кого мне ухватиться?”

Известный критик Н. А. Добролюбов писал, что в “Грозе” “выражен русский сильный характер”, который “поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам”. “Не с инстинктом буйства и разрушения, но и не с практической ловкостью улаживать для высоких целей свои собственные делишки, не с бессмысленным, трескучим пафосом, но и не с дипломатическим, педантским расчетом является он перед нами. нет, он сосредоточенно решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны”.

Катерина Островского живет в ту эпоху, когда все нравственные ценности и устои постепенно отмирают, когда невозможна гармония между стремлениями отдельного человека и правилами окружающей его среды, когда все отношения держатся лишь на угнетении, насилии и жестокости.

Чуткой душе героини чужд и противен этот мир. И что самое ужасное, почти все, кто принадлежит к этому миру по рождению и воспитанию, не видят этих перемен. “Да ведь и у нас то же самое”, – восклицает Варвара, выслушав рассказ Катерины о жизни до замужества. Но для самой героини эта разница очевидна: в доме свекрови для нее все “будто из-под неволи!”. А раньше было иначе.

В родительском доме Катерина жила, “точно птичка на воле”: день ее начинался и кончался молитвой, а остальное время занимали прогулки по саду. Ее юность овеяна таинственными, светлыми снами: ангелы, златоглавые храмы, райские сады. И это лучшее свидетельство незаурядности ее натуры.

В семье Кабановых героиня не только вынуждена жить в чуждой ей среде, но и сама она начинает меняться под влиянием правил этого мира. Нет, в моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается. Только она отчетливо начинает понимать, что никому в окружающем ее мире нет дела до подливной сути этих ценностей.

Девушка входит в чужую семью с желанием любить, почитать свекровь и мужа. Но и от мужа она ожидает такой же любви и поддержки. Только Тихон не оправдал ее ожиданий. Он совершенно не отвечает нравственному идеалу героини, ее представлениям о том, каким должен быть муж.

В своих поступках, поведении Катерина привыкла исходить не из внешних требований и обстоятельств, а из своих внутренних качеств – искренности, стремления к добру, красоте, справедливости, к свободе чувств.

Попав в неволю, столкнувшись с миром самодурства, ханжества, отсутствия любви и взаимного уважения, она испытывает возросшую потребность жить свободно. А возможность удовлетворить такую потребность видит в любви. Постепенно Катерина приходит к тому, что начинает сама нарушать те неписаные законы, которые годами формировались и укреплялись в ее душе. В этом и заключается основная трагедия героини.

Когда “падение” свершилось, Катерина словно поднимается над самой собой, она ощущает в себе невиданные силы, она чувствует волю, и это придает ей необыкновенную смелость: “Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!” – говорит она Борису. Печально, что возлюбленный Катерины оказался человеком безвольным, находящимся в зависимости от своего дяди, сознательно терпящим его самодурство.

Любовь дала Катерине ощущение свободы, которой ей так не хватало. Но именно с этого ощущения, с этого прилива смелости и сил начинается главная трагедия Катерины. Сознание совершенного греха охватывает ее целиком и становится совсем нестерпимым, когда короткое счастье на воле заканчивается. И сознание это тем более мучительно, что сама героиня исключает для себя прощение и милосердие – это исключает ее вера, ее глубокая религиозность. Она не видит другого выхода, кроме смерти. Гибель Катерины неизбежна, и ее уже ничто не может остановить и предотвратить. Хотя бы потому, что ни самосознание самой героини, ни общественный уклад, в котором она существует, не позволяют проснувшемуся в ней чувству воплотиться в бытовой жизни.

Решение покончить с собой приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: “Смерть по грехам страшна”. Так что если Катерина не боится, значит, грехи ее искуплены. Она умирает в тот момент, когда смерть для нее становится единственным достойным исходом, единственным спасением того высшего, что сохранилось в ней. Эта гибель напоминает нам молитву юной героини в храме, возвращая нас к началу трагедии. И это особенно укрепляет нас в мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами “темного царства” Диких и Кабановых.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: