» » Художественные особенности поэмы “Анна Снегина”

Художественные особенности поэмы “Анна Снегина”


Поэма “Анна Снегина”, написанная в конце 1924 – начале 1925года, – одно из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведение итоговое, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

История отношений поэта Сергея и помещицы Анны Снегиной, развивавшаяся в контексте революционных событий, носила условно автобиографический характер, Анна Снегина=Л. И. Кашина. Поэт не скрывал сходства героя с собой (родился в семье зажиточн. крестьянина, дезертировал из армии Керенского и жил по подложным документам).

В поэме очень точно описаны места, в которых действительно проживал Ес.

Поэма – лиро-эпическая. Взаимопереход эпического в лирическое – основной идейно-композиционный принцип. Главн. тема – личная, но ч-з судьбу поэта и глав. героини раскрываются эпическ. события. В основу поэмы легли события пред – и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с “девушкой в белой накидке”придает поэме лиризм. “Анна Снегина” – это одновременно и “объяснение с женщиной” и “объяснение с эпохой”.

При звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. В мельнике и его жене сохранились традиционные национальные черты. В Проне проявился родившийся в пору революции национальный тип, он мятежник нового времени.

Поэма явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина о драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа.

Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы – в рассказе возницы.

В центре поэмы – личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. Личная тема здесь главная.

Само название говорит о том, что в центре – судьба чел-а, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно: Снегина – Онегина, перекликается с Пушкиным – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой черемухи и обозначает символ утраченной навсегда юности, мечты и гармонии. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

Драма Анны, потерявшей мужа и лишившейся родины, – это драма целого поколения русских людей. Героиня стала заложницей и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое, доброе сметается вихрем революции.

Поэма заканчивается воспоминанием о “девушке в белой накидке”, о годах любви и надежды. Этот эпилог показывает, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны.

В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произв-ия, и как участник событий предреволюционного и революц. времени.

Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом – воспоминания автора о ранней юности, о “девушке в белой накидке”.

В “Анне Снегиной” поэт показывает разных “мужиков”: крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, “еще нужно варить”; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции ” легкой жизни”. Корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равноЙ степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но хар-ры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи.

У каждого она своя. Ближе других поэту мельник, воплощение доброты и близости к природе. Мельник постоянно соединяет и мирит людей. Этот герой олицетворяет рус. хар-р, рус. душу, не искаженную историческими потрясениями. С образом мельника связан идеал поэта.

Ес. верит, что духовное начало русской жизни, нравствен. ценности нельзя подменить социальными.

Для Ес. важны не классовая принадлежность чел-а, не его положение в об-ве, не его достаток, а его нарвствен. кач-ва.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается в поэме тем, что в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, “девушка в белой накидке”, которая ласково сказала: “Нет!”. Несмотря на воспоминания, автор понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина. Нынешняя Анна является лишь поводом для воспоминаний о прошлом.

Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Но несмотря на утрату автор утверждает мысль, что юность и все, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе. Поэт осознает, что утраты неизбежны, но надеется, что им на смену придет что-то новое, лучшее.

Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о “вечных ценностях”, о его юности, и он делает вывод, что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет: ” Далекие милые были. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили.

Но, значит, Любили и нас”.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

Образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: