Особенность прозы Лермонтова


Творчество М. Ю. Лермонтова трудно отнести к какому-либо одному большому культурному стилю, стиль его мышления полифоничен. Для него характерны реалистические тенденции, романтические настроения, можно говорить и об ампирных опытах поэта. Интегральный тип мышления М. Ю. Лермонтова приводит к взаимодействию творческих методов и стилей в его произведениях, обусловливает их полифонию, способствует усилению всех стилевых тенденций, что в целом дает “новое качество” в полистилистике, которое моделируется стилем барокко, “вулканизирующим” лермонтовский текст изнутри.

М. Ю. Лермонтову свойственно мышление “в пределе его”, когда возможна дополнительность взаимоисключающего, многомерное существование разнородного, стилевой эвфуизм – взаимодействие различных языков культуры в одном тексте творчества. Художник говорит на нескольких языках культуры в одновременности. Эти языки согласуются между собой, объединяясь в “причудливую гармонию”, что соответствует барочному канону. Именно в стиле барокко создается возможность для объединения множества тенденций в некоторое единство. Барокко – стиль, характеризующийся единством разнородного, наслоением “языков”, которые и образуют характерную для барокко рельефность, “складчатость” текста. Данный стиль характеризуется антитетикой, “полистилистикой”, “стилевой полифонией”.

Инверсии к барокко в творчестве М. Ю. Лермонтова способствовал романтизм, так как именно содержательные нормативы романтического идеала во многом коррелируют с барочным каноном. При усилении черт романтизма инверсионно актуализируются барочные тенденции, так как многие черты барокко – это “усиленные” тенденции романтизма, и, наоборот, “ослабленные” тенденции барокко – черты романтизма. Барокко М. Ю. Лермонтова сочетает культ движения, борьбы с риторичностью, логичностью, формульностью построений, устремленностью принципов мышления в будущее.

Репрезентантами барочных манер в творчестве М. Ю. Лермонтова являются особенности текстовой организации поэзии, прозы, драматургии. Каждый из типов текста демонстрирует доминирование тех или иных значимых для художника манер, особенности приемов, коррелирующих с барочным каноном. Для прозы М. Ю. Лермонтова наиболее значимыми оказываются тектонические свойства текста, выражающиеся в рельефности, особенностях синтаксиса, которые формируют его “складчатость” за счет. использования сложных синкретичных конструкций с многозначными придаточными. Эти конструкции концентрируют особенности барочного письма М. Ю. Лермонтова, так как реализуют патетику, аффективность, динамику текста, влияют на его тектонические свойства, фактуру, формируют гетерогенность значений и в целом ведут к инвенторству, характерному для барокко. В поэзии, в лирике, а также в поэмах маркером корреляции лермонтовского текста с барочным является антитеза, которая приобретает различные воплощения, формы в поэтике М. Ю. Лермонтова – от контраста до антиномий и парадоксов, характерных для критического стиля мышления. Главным признаком, репрезентирующим барочные манеры в драматургии, является альтернативное построение сюжета.

Особенность прозы М. Ю. Лермонтова в том, что образ, который является объектом рефлексии, рассматривается с разных точек зрения, в противопоставлениях. К нему художник неоднократно возвращается уже на новом витке смысла. Синтаксическим конструкциям, которые являются опорными в процессе развертывания художественного текста М. Ю. Лермонтова, присуще спиралевидное S-образное строение. Под спиралевидным (S-образным) семантическим строением конструкции – предложения или текста – понимается формулирование в его инициальной части некоторого положения (часто нечеткого, неопределенного), которое в дальнейшем развитии конструкции преобразуется в структуру с противоположным (или относительно нейтральным) значением; в процессе развития, в финальной части, как правило, четко артикулируется инициальное положение на новом смысловом витке. Данные конструкции способствуют передаче напора мысли, мы наблюдаем живую диалектику в ее развертывании, получаем удовлетворение от ощущения гармонизированности всех элементов, их слаженности, риторического совершенства речи. Такие конструкции – воплощение симметрии золотого сечения, в них меньшая часть – финальная – в смысловом отношении уравновешивает две предыдущие, возвращаясь к ним на новом смысловом витке. Синтаксические структуры М. Ю. Лермонтова, репрезентирующие стиль барокко, а также в целом синтаксис и текст, имеют строго фиксированное и одновременно внутренне динамичное соотношение повторяющихся элементов, которое приводит к гибкости, пластичности и динамичности конструкций.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: