Фольклор в поэзии Есенина


Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина – раздел Литература, Своеобразие поэтики С. Есенина Фольклор Как Основа Художественной Картины Мира В Поэзии С. Есенина. О.

Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина.

Основы поэтики Есенина – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах. Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. “Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах” писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Дед и бабка Есенина были богомольны, придерживались старых религиозных обрядов.

В их добротной избе царил “хомутный запах дегтя” и высилась “божница старая”, излучавшая лампады кроткий свет”, как это описано в стихотворении Есенина “Мой путь”. Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам. “…Я рос рассказывал Есенин в атмосфере народной поэзии.

Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них”[ ]. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд: Под окнами Костер метели белой.

Мне девять лет. Лежанка, бабка, кот… И бабка что-то грустное, Степное пела, Порой зевая И крестя свой рот. (1915) Есенин не только слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать, и “сочинять”. “Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад”[ ] писал Есенин. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим…(1915) До мальчика доходили и произведения поэзии, лишенные религиозного содержания. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он из уст матери. Каких только песен она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых, и полюбовных! Задушевно пела Татьяна Федоровна и о тяжелой беспросветной женской доле. Щемящей болью отзывались в песнях густые думы “терпеливой матери”, которой судьба послала не одно суровое испытание в ее нелегкой жизни.

Сергей Есенин и его сестры, постоянным спутником которых с колыбели была материнская песня, незаметно сами приобщались к “песенному слову”. Сестра Шура рассказывает: “Приезжая в деревню, Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. Песни, которые ему нравились, мы с сестрой часто напевали и в Москве.

Отсюда и возникло название стихотворения “Ты запой мне ту песню, что прежде…”. [ ] С пяти лет Сергей научился читать, и это наполнило новым содержанием его мальчишескую жизнь. “Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах вспоминал поэт. – Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах”. Поначалу это были фолианты духовных писаний, но потом пошли книги для домашнего чтения, и произведения русских классиков. “Поэт может писать только о том, с чем он органически связан”. Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом.

Он называл себя “поэтом золотой бревенчатой избы”. Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Есенина. Сама тема стихов предполагала это. Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядит у него простой и незамысловатой. Это происходит потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи: За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы.

Или: Воробушки игривые, Как детки сиротливые. Часто Есенин использовал фольклорные выражения: “ковер шелковый”, “кучерявая голова”, “девица-краса” и так далее. Сюжеты стихотворений Есенина тоже сходны с народными: несчастная любовь, гадание, религиозные обряды (“Пасхальный благовест”), исторические события (“Марфа Посадница”). Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. прием олицетворения: Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Но в народных произведениях чувствуется искренняя вера, а Есенин смотрит на себя со стороны, то есть пишет о том, что уже было когда – то и чего нет теперь: “Сам себе казался я таким же кленом”. Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения.

Природа сопоставляется с переживаниями человека: Ходит девушка по бережку грустна, Ткет ей саван нежнопенная волна Либо противопоставляется: Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг. М не вдогон смеялась речка: “У милашки новый друг”. Многие стихотворения Есенина схожи с фольклором и по форме. Это стихотворения-песни: “Хороша была Танюша”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…” и так далее. Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора: То не зори в струях озера свой выткали узор, Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор. Иногда стихотворение начинается, как сказка: На краю деревни Старая избушка, Там перед иконой Молится старушка.

Есенин часто употребляет слова с уменьшительными суффиксами. Употребляет он и старые русские слова, сказочные названия: выть, гамаюн, свей… Поэзия Есенина образна. Но образы его тоже просты: “Осень – рыжая кобыла”. Образы это опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок – образ невинной жертвы.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: