Тварь я дрожащая


Родион Раскольников – главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Возрождение Раскольникова. Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!

Родион Романович Раскольников, главный герой книги Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, появляется перед читателем на первых страницах произведения. Внешне это самый обычный молодой человек, бедный, как и все обитатели Петербурга Достоевского, одетый в лохмотья, бывший студент, доведенный нищетой до отчаянного положения. Но именно в душе этого человека разворачивается сложнейший нравственный конфликт не только романа, но и всего человечества – имеет ли человек право переступить законы совести во имя высшей цели или нет. Читатель застает главного героя, поглощенного своей бесчеловечной идеей, которая разрешает “кровь по совести”. По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории – “твари дрожащие” и “сильные мира сего”. Безропотные и пассивные следуют моральным нормам и общепринятому порядку.

Великие личности, “творцы истории”, нарушают установленные законы. Их не останавливают жертвы, кровь, насилие. Ради высшей цели они готовы переступить любые человеческие принципы. Пассивных и слабых большинство, и только избранные наделены особой силой. Они-то и руководят остальной людской массой, создают историю. Раскольников задается вопросом, к какой категории людей принадлежит он: “Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?” Убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны становится для героя своеобразной проверкой и дает ответ на мучивший его вопрос.

Раскольников надеется оказаться тем, кому “все позволено”. В разговоре с Соней Мармеладовой он признается, что “для себя убил, для себя одного”. Однако Раскольников оказывается не тем “сверхчеловеком”, каким хотел казаться. На деле оказывается, что все идет совсем не так, как ожидал герой. Сам Раскольников чувствует ненормальность происходящего. “О Боже! Как все это отвратительно – восклицает он, когда выходит от старухи-процентщицы. Эксперимент Раскольникова над собой не удался. Герой способен сопереживать, сочувствовать чужому горю, помогать несчастным. Так, он принимает участие в судьбе семейства Мармеладова, отдавая им последние копейки. Герой словно разрывается между своей истинной сутью и тем, каким он хочет казаться.

Друг Раскольникова Разумихин говорит о нем, что У героя “два противоположных характера поочередно сменяются”, Сон об избиении лошади, вернувший героя в далекое детство, показывает его истинную суть. Искренняя, честная детская натура Раскольникова протестует против жестокости и насилия. Ребенок в ужасе от страшных картин мучения несчастной лошади. Он готов бороться с несправедливостью и злом, бросаясь на мужика, забившего лошадь. Образ героя – ребенка показывает лучшие черты Раскольникова. Решающую роль в “воскрешении” личности героя играет Соня Мармеладова. Сначала Раскольников видит в ней такого же человека, как и он сам, пере ступившего через общепринятые законы. Однако героиней движет любовь, а не гордыня.

Признание Раскольникова в убийстве не было продиктовано искренним раскаянием. И только оказавшись на каторге, осознав свое единение с другими людьми, герой обретает веру и прощение. Самопожертвование, любовь к ближним и вера спасают героя. Поверив Соне и приняв ее убеждения, Раскольников встает на путь возрождения.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: