» » Есть – люди, а есть – иные человеки (по пьесе Горького “На дне”)

Есть – люди, а есть – иные человеки (по пьесе Горького “На дне”)


Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В
творчестве Горький искал освобождения от нелегкого гнета реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле
человека. Между тем все самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он – смысл бытия. “Он создал даже
Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелегкую истину о предназначении человека, о том, какое место он занимает в окружающем мире, Горький
пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой. Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев, в их действиях и
развитии сюжета, но главная особенность драмы как рода литературы – конфликт, острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы – сознание и рассуждения о своем предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на
дне” жизни. Упасть ниже невозможно – обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И все
же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг
с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет свое прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата
человеческой сущности, определенности настоящего, надежды на будущее, встает необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберет под крышей грязной и
неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла, молодого сапожника Алешку и Настю, не имеющую средств к существованию, а потому вынужденную зарабатывать их
на улице, бывшего барона и спившегося актера.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь. Они настолько привыкли друг к другу, что говорят сразу все, не ожидая
ответа, живут, почти не замечая окружающих. Анна, доживающая свои последние дни, не видит сочувствия и понимания даже от
собственного мужа. Барон живущий за Настин счет, грубо вырывает у девушки книгу, которую она читает. Сентиментальные романы
и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, ее собственная жизнь так далека от
судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о
его чести: “Значит, продает, Ну, здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица – Максим Иванович Костылев, содержатель ночлежки, его молодая жена Василиса Карповна, ее
дядя, пятидесятилетний полицейский Медведев, мало чем отличаются от своих жильцов. Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа, благосклонность она проявляет к Василию Пеплу, который не отвечает взаимностью. Василий
испытывает симпатию к сестре своей хозяйки, Наташе, девушке молодой и доброй. Их дядя, полицейский Медведев, ищет
расположения торговки пельменями. Казалось, ничего не может изменить раз и навсегда заведенный порядок, но обстановка
меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья, народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределенности и хаоса бедный странник Лука принес свою правду о назначении человека, он утверждал, что
жалость и уважение по отношению к ближнему – это единственно верный жизненный принцип. Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую, всеми забытую Анну. Он внушил пьющему актеру мысль о спасительной лечебнице, где бы
он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве. Лука подает идею Василию Пеплу – бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную, лучшею жизнь. Но Лука, этот “лучик света”,очень скором исчез из темного и
непроглядного царства человеческих пороков. После его исчезновения еще более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт, изображенный в драме, имеет несколько уровней. Первый между хозяевами и обитателями ночлежки, но он
оказывается лишенным динамики, не развивается активно на протяжении всей пьесы. Это происходит потому, что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов. Второй – личная драма в прошлом каждого героя, из-за которой он оказался
на дне жизни, в грязной ночлежке, перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц. Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом, Василисой и Наташей.
Люди, фактически смирившись со своим положением, вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами, они начали по-другому
осмысливать собственное положение и предназначение. Наряду с истиной Луки в произведении представлены еще две правды о
человеке – они звучат в словах Сатина и Бубнова. Мысль первого заключается в том, что все подвластно человеку и все должно
происходить по его воле. Он создал жизнь, создал все, что его окружает, а потому – его положение на Земле особенное. Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может
ставить перед собой высоких целей, и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встает настолько остро, что трагедия неизбежна, и она происходит – Василий
Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того, чтобы устроить новую жизнь, но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актер оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его
остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на ее дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения, сделать так, чтобы то изначально
хорошее, заложенное в каждом человеке росло и крепло, помогая еще не сформировавшейся личности стать достойной, найти свое
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова, заимствуя жалость Луки и уважение
Сатина, общество может воспитать настоящего, достойного человека, заслуживающего сочувствия и понимания уже потому, что он
родился.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: