» » Выньте Бунина из русской литературы и она потускнеет, лишится живого радужного блеска

Выньте Бунина из русской литературы и она потускнеет, лишится живого радужного блеска


Период становления его творческой личности пришелся на 90-е годы девятнадцатого века и был связан с модернизмом и символизмом, основными направлениямитой поры. После же Октябрьской революции 1917 года, когда произошло разделение литературы на два потока, и за рубежом оказалось большинство крупных русских прозаиков (А. Куприн, А. Толстой, И. Шмелев, Д. Мережковский, Б. Зайцев и др.), творчество Бунина стало частью литературы Русского зарубежья.

Творчество Бунина тесно связано с его автобиографией, историей его семьи и историей России в целом. Тема России, ее народа, памяти предков – основная тема творчества Бунина, так или иначе перекликающаяся с другими мотивами. Тематика и проблематика рассказов Бунина изменялись на протяжении его жизни. Главная тема бунинского творчества начала 1900-х годов – тема уходящего патриархального прошлого России. Наиболее яркое выражение проблема смены строя показана в рассказе “Антоновские яблоки”. Основой художественного бытия Бунин считал память. Его произведения 1910-х гг. – о судьбе русского крестьянства, показанного как бы в масштабе размышлений о судьбах всех цивилизаций. Этим произведениям присущи мрачные интонации. Бунина занимала “душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина”. В повестях “Деревня”, “Суходол”, рассказах “Древний человек”, “Хорошая жизнь”, “Игнат”, “Иоанн Рыдалец”, “Худая трава” и др. Бунин сознательно ставит задачу – отобразить главные, по его мнению, слои русского народа: крестьянство и мещанство, мелкопоместное дворянство – и тем самым наметить общую историческую перспективу в жизни огромной страны. В повести “Деревня” Бунин дает образ России как огромной деревни. Через понимание характеров двух главных героев, братьев Красовых, дается все повествование, понимание России. Писатель показывает резкие грани двух характеров, “светлые и темные, но почти всегда трагические основы”. Кузьма – изломанный жизнью неудачник, мелкий торгаш, затем пьяница и босяк, поэт-самоучка, один из тех многочисленных странных русских людей, которые, хлебнув “культуры”, шалели от нее, как от водки, объявляли войну всем и вся, шли в нигилисты, анархисты, с лютой ненавистью отзывались о России, ее народе и ее истории. Полная противоположность ему – Тихон. Их прадеда затравил борзыми барин Дурново, Тихон, неутомимо набиравший капитал, “доконал” потомка Дурново и взял при ликовании односельчан – “знай наших” – дурновское именьице. “Лют! Зато и хо-зяин”, – говорят о Тихоне дурновцы. Чувство хозяина действительно главное в Тихоне. В отличие от брата Кузьма Красов не способен на какую-либо практическую деятельность: он отрицает саму эту возможность в условиях России. Основная черта Кузьмы Ильича – беспомощность. От беспомощности и его шарахания по жизни – толстовец, босяк, “поэт из народа”. Тихон Ильич Красов энергичен, деловит, к тому же хорош собой, но и он не просто “кулак”, “мироед”. Перед нами – портрет “кулака-философа”. Мысль о суетности и нелепости деловой жизни все чаще посещает его. Братьев Красовых роднит ощущение обреченности деревенского мира. Считая, что не город, а деревня составляет национальную основу страны и предопределяет ее развитие, Бунин оставался во власти безысходного пессимизма. Его “Деревня” и многие другие “крестьянские” рассказы дают богатый материал для вывода, что темная “первооснова” страны способна извратить любые демократические преобразования.

В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов Бунина начала ме-няться. Он уходит от темы патриархального прошлого России к критике буржуазной действительности. Ярким примером этого периода является его рассказ “Господин из Сан-Франциско”. В центре произведения образ миллионера, у которого нет даже собственного имени, так как его никто не запомнил. Он воплощает собой собирательный образ американского буржуа. Его жизнь лишена внутреннего содержания. Общество потребителей вытравило в себе все человеческое, способность к сочувствию, соболезнованию. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью как раз в тот самый момент, когда должна исполнится мечта всей его жизни. Символичен в рассказе образ огромного, как утес, дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству.

Тема смерти получает в творчестве Бунина многообразное освещение. Это и гибель России, и смерть отдельного человека. Смерть оказывается не только раз-решительницей всех противоречий, но и источником абсолютной, очищающей силы (“Преображение”, “Митина любовь”).

Еще одной из основных тем творчества писателя является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов “Темные аллеи”. “Все рассказы этой книги только о любви, о ее “темных” и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях”, – писал Бунин. Сборник “Темные аллеи” один из последних шедевров великого мастера, созданный уже в вынужденной эмиграции, за границей.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: