Сочинение Судьба Раскольникова


“Преступление и наказание” – один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства человека.

Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов – отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе – за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в “черепашьей скорлупе” своей каморки – крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из “ужасно острых” и “слишком безобразно тупых” углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.

Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам

Д. И. Писарева, “неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности”.

На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, “Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются. ко всему-то подлец человек привыкает!”. В отличие от Родиона, Соня готова свою участь “падшей” принять как “божий промысел”, искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.

Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто “не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается”. Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление – преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.

Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.

Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”, хотя и ощущает его рост в своей душе. Он хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: “Ты тоже преступила, ты загубила жизнь свою”, – говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу по наказанию. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете”, – восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает Родиона на путь покаяния – она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы. Таким образом, путь обновления героя – это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: