» » Образы “Слова о полку Игореве” в музыке

Образы “Слова о полку Игореве” в музыке


Слово о полку Игореве” – шедевр древней литературы, проникнутый нежной и сильной любовью к родине. Поэты не только переводили “Слово” , но и использовали его образы в своих произведениях.

18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета “Слово о полку Игореве” . А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский. Корсаков.

Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвертое действия и половецкий марш. Премьера прошла с большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

“Князь Игорь” – народно-эпическая опера. Сам композитор указывал на ее близость к глинкинскому “Руслану” . Эпический склад “Игоря” проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев.

Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Они дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека. Центральным образом оперы является изображение князя Игоря.

Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи, патриотического долга. С честью пасть иль врагов победить И с честью вернуться.

Ария Игоря “Ни сна, ни отдыха” – многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбах родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле.

Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославны”. В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой голос женщины, которой давно уже нет на свете.

В нем звучит вековечное горе многих матерей и жен. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.

Во второй картине рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо “Немало времени прошло с тех пор” выражена ее тоска и тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности в сцене Ярославны с боярами.

Хоры бояр “Мужайся, княгиня” и “Нам, княгиня, не впервой” полны суровой, грозной силы.

Образы “Слова” в живописи. В. А Фаворский признавался: “Я очень люблю эпическую поэму “Слово о полку Игореве”. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти что-либо эпическое, равное “Слову”. Его характерной чертой является то, что свойственно и древней русской живописи: ее монументальность

Большое историческое полотно было закончено Васнецовым в 1880 году. В этом произведении, воскрешавшем далекое прошлое, нашли своеобразное отражение мысли и чувства, волновавшие современников художника. Васнецов в прекрасной воинской повести, проникнутой печалью, – “Слово о полку Игореве” – нашел мысли и образы, которые были созвучны его времени.

Пали полки Игоревы. Тут кровавого вина недостало, Тут пир окончили храбрые русские, Сватов напоили и сами полегли За землю Русскую.

Так же многие знаменитые художники пытались передать образ молодой Ярославны.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха “Поход князя Игоря” скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему – сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые ” щиты (по ним в Х 11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу…

Широко известны также работы художников: В. Перова “Плач Ярославны” , , И. Глазунова “Отправление войск” , К. Васильева “Плач Ярославны” , палехских художников И. Голикова, Смирновой, Р. Белоусова и многих других. Внесли свою значительную лепту в изобразительное осмысление великого русского литературного памятника XII века и мичуринские художники С. Г. Архипов и С. С. Волостных.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник – “сказочник” И. Билибин. Более известный как книжный график, он добился большого успеха и в своих театральных работах, в том числе к оперному спектаклю Князь Игорь. Его эскизы к опере Бородина “Князь Игорь” отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина “После побоища Игоря Святославича с половцами”(1880). Это первая картина, написанная художником на тему русского эпоса, на сюжет “Слова” . Красная луна восходит над полем брани. Еще совсем недавно здесь бились не на жизнь, а на смерть дружина Игоря и половецкие полчища.

Васнецов не пугает зрителя потоками крови. На картине мы видим поникнувшие от жалости полевые цветы, словно бы оплакивающие сраженного вражеской стрелой отрока-воина и павшего рядом с ним воина-богатыря. Вся земля вокруг этих фигур усеяна оружием: топорами, копьями, саблями, луками и стрелами.

А над полем уже бьются за добычу орлы-стервятники.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: