Ведущие мотивы творчества Дж Байрона


Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтического мировоззрения. В его “Дневниках и письмах” высказано немало соображений о поэзию и прозу как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивые, как и сама фигура великого мастера. А чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызвали к жизни шедевры его творчества.

А мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов на протяжении всей жизни.

Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетических взглядах возраста Просвещения. Но интересовался он и образцами лирической, эпической и драматической творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, что не могло не отразиться на мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.

Литературные взгляды молодого поэта полностью оказались в юношеской сборнике “Часы досуга”. Стихи, вошедшие в этот сборник, были наслідувальними. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о скоротечности дружбы и любви – меланхолично. Наиболее типичными для этой коллекции стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма “Английские барды и шотландские наблюдатели” не свидетельствовала об оригинальности взглядов о назначении искусства и художника.

Но позиция молодого Байрона по этой теме сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классицистической теории искусства и понимание задач поэта. Некоторые ранние произведения поэта были изданы только после его смерти. Среди них сатира “Проклятие Минервы”, в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннем творчестве Байрона. И только поэма “Паломничество Чайльд Гарольда” стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героика древних и новых времен, и трагические проблемы современности. Следуя “высокого” стиля, отдавая предпочтение абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такого лично-страстного тона, что судьба личности стала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму “Паломничество Чайльд Гарольда” можно рассматривать как новый художественный движение эпохи классицизма.

Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.

Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела нового философского осмысления в швейцарской драме “Манфред”. Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновением с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственного морального суда. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.

Но наиболее плодотворным стал “Итальянский” период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни “Чайльд Гарольда”, “Одами в Венеции”, “Жалобами Тассо”, озорными пародийными октавами “Беппо” и “Дон-Жуана”, торжественными терцинами “Пророчества Данте” и непринужденностью лирических стихов, классическими трагедиями и романтическими мистериями, стихотворной повести “Остров”, прозаическими трактатами.

Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном мире:

Чего мы хотим от славы? Чтобы заполнит Листок неопределенного бумаги, мудрая похоть! Силкуємось сойти в жару, в самообмане На гору, хотя ее вершина и в тумане. О сем поэт свою півношницю-свечу Знай курит, и герой убивает вволю, Как же потліє все,- как на одну досаду, Зістанеться имя. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, присущих прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистической за своими средствами сатиры “Бронзовый век” Байрон изображает мощный и противоречивый образ Наполеона, близкий большим ворам и честолюбцям шекспировских трагедий.

Именно в “Дон-Жуане” Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, “тюремщицю народов”, “напівпедантичну – напівкомерційну” страну, правящие круги которой силятся придать своей користолюбній политике высокого нравственного и религиовного значения.

Я думаю, что все равнообразие творчества Байрона отражает его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать основой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущение несбывшихся поисков и стали причиной дисгармонии как в мировоззрении Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: