Переписка Ивана Грозного с Курбским


Один из самых известных и замечательных памятников 2-й половины 16 века – переписка князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным.

Князь Андрей Курбский – московский боярин и царский воевода бежал в апреле 1564 г. – из новоприсоединенного к Руси ливонского города Юрьева в соседний г. Вольмар – на территорию Польши.

Повод для бегства – известие о готовившейся над ним царской расправе. Некогда Курбский входил в круг самых близких царю людей – наряду с придворным священником Сильвестром и государственным казначеем Алексеем Адашевым. Они составляли ядро “Избранной рады”, кружка ближайших советников при молодом царе – 1550-е гг.

В начале 60-х гг. эти близкие сподвижники царя были подвергнуты опале.

Бежав в Польшу, Курбский обратился к царю с посланием, в котором обвинил его в несправедливых гонениях и казнях тех, кто верно служил ему. Эмигрант-обличитель.

Известно 3 послания Курбского царю и 2 ответа на них Ивана Грозного. Кроме посланий перу Андрея Курбского принадлежит текст “История о великом князе Московском” – своего рода жизнеописание Иоанна Грозного.

Политическая позиция – это главное, в чем расходятся Курбский и царь.

1. Грозный. Главный пафос посланий Грозного – обоснование и утверждение своего неограниченного самодержавия. Самодержавная власть царя – от бога. Он – православный царь божиим изволением, рожден царем, это его – наследственное право. Доктрина боговенчанного царя уже прочно вошла в сознание эпохи, с ее позиций и защищает себя Иван Грозный.

Курбский. Князь Курбский в этой доктрине тоже не сомневается. Сакральность царской власти для князя несомненна, царская власть – богом поставленная, но Грозный дискредитировал ее, имея “совесть прокаженну”. Византийская позиция – сакрален статус царя, но не человек.

Эту же мысль проводит и Грозный, оправдывая себя: естеством он человек, и грешен, как все остальные, но не впадает в гордыню и не мнит себя совершенным.

Курбский. Единодержавие царя обернулось лишь притеснениями. Дела царя шли хорошо, когда при нем была “избранная рада”, достойнейшие советники, а не льстецы, которые сейчас окружают царя.

Грозный. Царь на то и поставлен, чтобы один властвовал, все остальные ему должны безусловно повиноваться. Между тем, по мнению Грозного, бояре захотели сами властвовать, а царя отстранить от власти. Второе послание начинает со своего пространного титула. который и должен показать единоначалие царя, его величие и могущество.

Курбский. В своих посланиях Курбский обвиняет царя за то, что “сильных во Израиле истребил” (то есть лучших мужей отечества), данных ему от бога для борьбы с врагами, святую кровь их неблагодарно и преступно пролил. (Т. е. казненные Грозным = святые мученики, а царь, утративший разум, изгнал верных ему православных слуг и взял в советники Антихриста).

Грозный. Бояре – изменники, мечтающие погубить царя. Отсюда – казни их оправданы. Отрицает какие-либо заслуги Курбского. В отличие от Курбского, который говорит кратко, не называя конкретных фактов, Грозный очень подробен именно в именах и фактах (нпр. перечисляет свои детские обиды – помнит все зло).

Оба – ревнители православия, оба аппелируют к Страшному суду, к высшему судии – Иисусу Христу, оба называют друг друга слугами дьявола.

Курбский. Патетика и риторика, торжественность и серьезность, лаконичность и сдержанность. Подчеркивает свою книжную ученость, не раз ссылается на западные умы, просвещенные в диалектике и философии. Снисходителен по отношению к просторечию Грозного.

Грозный. Простота, ирония, грубоватость запальчивого монолога. Многословие, простонародность, брань: “злобесный”, “собака” – любимые ругательства.

Послания Грозного воссоздают образ царя, каким он должен быть:

Ради царства оправданы любые средства.

Царь добрый или злой, в зависимости от обстоятельств (с. 35).

Царь – единственный носитель истины и единственная гарантия справедливости.

Царь – защитник православия, насадитель православия (святитель народов). Человек к праведности может быть приведен насилием (ср. в 16 в. практику насильственных пострижений в монахи).

Идея государства доводится до абсурда. Государство – ценность, люди =- нет, государство утверждается в ущерб человеку (в конечном счете, оказывается, что государство – “это я”, поскольку царь видит вокруг себя только одну измену).


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: