» » Жанрово композиционные особенности романа “Мастер и Маргарита”

Жанрово композиционные особенности романа “Мастер и Маргарита”


Каждое художественное произведение со временем занимает свое заслуженное место в литературе. Не стал исключением и самый известный роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Эти страницы поражают глубиной смысла, здесь нет ничего лишнего.

Начнем с композиции, которая весьма необычна: роман в романе. Герой произведения, Мастер, пишет роман о прокураторе Иудеи Понтии Пилате. И строчки его произведения складываются в своеобразное переплетение с романом самого автора.

Такой прием неспроста выбран Булгаковым, ведь он помогает достичь главной цели – затронуть множество проблем: творчество ложное и истинное, преступление и наказание, любовь и преданность, смелость и трусость. К тому же автор показывает новую трактовку библейских событий.

Сквозная идея романа Булгакова – ценность настоящего творчества. Для ее раскрытия он знакомит нас с двумя героями – Берлиозом, глупым и ограниченным председателем крупной московской литературной ассоциации, редактором журнала, и поэтом, Иваном Бездомным, который печатает свои стихи на страницах этого периодического издания. Взгляды Берлиоза, узость его мышления уже не изменить, он сразу же гибнет на трамвайных путях. А вот у поэта есть шанс переродиться. И именно это с ним и происходит в клинике для душевнобольных.

Затронутая тема не случайна. Она была болезненной и для самого автора. Многие критики считают, что за образом Мастера скрывается ни кто иной, как Булгаков.

Чтобы изобразить тему творчества во всей полноте писатель предлагает посмотреть на членов МАССОЛИТА, писак, у которых одно желание – набить живот. Мастер же совершенно другой, он выбивается из этой среды и попросту изгнан оттуда. Но есть те, кто оценит этого гения, – потусторонние силы и Маргарита, любившая его еще до знакомства.

Маргарита – образ идеальной женщины, которая верна и испытывает настоящие чувства. Их встреча с Мастером не случайна, это, как говорится, судьба. Маргарите не нужна та жизнь, которая устроит большинство “обычных” женщин. Она очень одинока, и это отчетливо выдают глаза. Героиня романа – воплощение авторского идеала жены, подруги великого творца.

Травля заставляет Мастера спрятаться ото всех в клинике для душевнобольных, но возлюбленная и в такой ситуации остается ему верна. Это настоящая преданность, чистая и лишенная всякой корысти. Эта тема также важна для Булгакова.

Роман Мастера передает иную трактовку библейских мотивов. Иешуа на страницах его произведения – не Бог, а обычный бродячий философ, которому не чужды обычные человеческие страдания и страхи.

Булгаков в своем творении затрагивает и проблему совести. Она раскрывается через образ Понтия Пилата. Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен и несет людям только благо. Но желание сохранить высокий чин толкает его на приговор – смертную казнь. Но Понтий тоже не избежит расплаты – бессмертие и муки совести станут его вечным наказанием.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: