» » Белинский о героях романа “Герой нашего времени”

Белинский о героях романа “Герой нашего времени”


Критик Виссарион Григорьевич Белинский (1811 0 1848) отнюдь не все в русской литературе прошлого и своей современности оценил справедливо. Но две статьи о Лермонтове “Стихотворения М. Лермонтова” (1841) и “Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова” (1840), несомненно, являются блистательным вкладом в историю русской литературы. Отметим наиболее существенные моменты из статьи В. Г. Белинского о романе “Герой нашего времени”.

Итак, мнение критика о героях романа таково… О Максим Максимыче: “Тип старого кавказского служаки… умственный кругозор очень ограничен… Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!” Об Азамате: “Дикарь, разбойник по рождению, для которого нет в мире ничего дороже оружия и лошади и для которого желание – медленная пытка на малом огне”. О Бэле: “Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не смогут больше принадлежать ни другому, ни самим себе”. О Грушницком: “Идеальный молодой человек… “производить эффект – его страсть”.

В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии”. О Мери: “Эта девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели”. О Вере: “Лицо Веры особенно неуловимо и неопределенно. Это скорее сатира на женщину, чем женщина”. О характере Печорина: “Его страсти – бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения – острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь. Так силен у него инстинкт истины!” Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни… В этом человеке есть сила духа и могущество воли”. “В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения.

Причины раздвоения натуры… – противоречие между глубокостью натуры и жадностью действий одного и того же человека”. “Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный признак в настоящем. Тут-то возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии”. “Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви”. Сравнение Печорина с Онегиным: “Печорин Лермонтова… это Онегин нашего времени. Со стороны художественного выполнения нечего и сравнивать Онегина с Печориным, но как выше Онегин Печорина в художественном отношении, так Печорин выше Онегина по идее. Впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову”.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: