» » Идейно – тематическое содержание “Кому на Руси жить хорошо”

Идейно – тематическое содержание “Кому на Руси жить хорошо”


Поэма Некрасова, став­шая подлинной эпопей народной жизни, вобрала в себя все основные темы творчества поэта. Главная идея этого произведения, вынесен­ная в его заглавие, придает поэме не только общенациональное, но и общечеловеческое значение. Рисуя состояние пореформенной Рос­сии, поэт подчеркивает, что в атмосфере перемен наиболее отчетливо выступают стабильные, неизменные начала. Здесь звучит тема, тес­но соприкасающаяся с важнейшей темой поздней лирики поэта: це­пи крепостного рабства распались, а страдания народа остались, ос­тался неизгладимый след, наложенный веками рабства:

О том, что жизнь народа осталась по-прежнему тяжелой, чита­тель узнает уже в “Прологе”, где знакомится со странниками, кото­рым предстоит искать счастливого. Это “семь временнообязанных”

Сами названия этих деревень красноречиво говорят о положе­нии народа в пореформенной России. Но наиболее ярко эта тема выступает в дальнейшем ходе поисков счастливого, который дол­жен воплотить народную мечту о счастье:

В главе “Счастливые” горькой иронией звучат рассказы “счастли­вых”, которые показывают убогость и невыносимую тяжесть жизни народа, когда человек, нищий, больной, искалеченный, счастлив только потому, что остался жив после всех перенесенных страданий. Таково “счастие мужицкое” – “дырявое с заплатами, горбатое с мо­золями”. Все последующие встречи мужиков-странников подтвер­ждают мысль о том, что доля народа по-прежнему осталась тяжела.

Особенно это касается женской доли – еще одной излюбленной темы творчества Некрасова, которая со всей силой вновь возникает в части “Крестьянка”, рассказывающей о судьбе Матрены Тимофе­евны Корчагиной. Она, как и многие другие русские женщины, может подвести горький итог:

Но поэт видит и светлые стороны народной жизни, которые свя­заны с теми богатейшими возможностями, которые заложены в нем. Это народ-труженик, создатель всех материальных и духов­ных ценностей, которыми богата страна:

Эта тема тесно соприкасается с темой богатырства, присущего русскому национальному характеру. Это не только богатырская си­ла, которая сконцентрирована в образе Савелия, но способность по­стоять за правду, за свое счастье:

Вот почему так горько звучат слова поэта о вековой покорности и долготерпении народа, также являющейся отличительной чертой национального характера:

Так утверждает Савелий, но недаром поэт показывает его, а вместе с ним и весь народ, не только в покорности, но и тогда, когда его тер­пению приходит конец. Савелий рассказывает, как, не выдержав из­девательств немца Фогеля, крестьяне закопали его в землю живьем:

Показательно, что в соответствии с законами эпоса здесь мотиви­ровка национальная совпадает с социальной. Поэт утверждает, что подобную антипатию испытывает народ и по отношению к предста­вителям церкви, хотя эти чувства не вполне мотивированы. Называя попов “породой жеребячьею”, мужики не могут ответить, почему они так к ним относятся: “Не сами… по родителям”, – только и могут они сказать. Это тоже черта эпического сознания, эпического опыта, которую не удается объяснить житейским опытом одного поколения. Она общенациональна, исконна и восходит ко временам праотцов.

Но зато ненависть мужиков к угнетателям-помещикам обозна­чена достаточно четко. Она ярко выступает в главе “Помещик” и в части “Последыш”, где возникает еще одна важнейшая тема некра­совского творчества – сатирическое изображение поработителей и эксплуататоров народа. Поэт при этом показывает, что народное сознание не приемлет позиции помещика Оболта-Оболдуева, тос­кующего по временам, когда он имел неограниченную власть:

С большим сомнением мужики выслушивают историю о том, как уже после отмены крепостного права крестьяне соглашаются играть “камедь” для старого помещика Утятина, изображая его крепостных. За это наследники помещика обещают крестьянам после смерти ста­рого барина отдать им заливные луга. Но оказывается, что и в таком качестве крепостное право губительно: не выдержав унижения, уми­рает крестьянин Агап. Ведь крепостное право калечит не только фи­зически, но и морально. С горечью показывает Некрасов сущест­вующих в народной среде людей “холопского звания”, к которым сам народ относится с огромным презрением. Еще большую боль испы­тывает поэт, рассказывая о том, как народ топит свое горе в вине:

Эта мысль проходит через всю главу “Пьяная ночь”, звучит она и далее, но уже здесь показано появление среди народа таких лю­дей, которые способны трезво оценить положение народа и попы­таться найти иные пути противостояния тяготам жизни. Ведь чув­ство правды, справедливости, чувство достоинства также присущи народному сознанию. Эта мысль находит отражение в таких ярких образах поэмы, как Яким Нагой и Ермил Гирин. Вместе с ними в произведение входят темы пробуждения народного сознания, его стремления к правде, умение постоять за общее дело всем миром (сцена покупки мельницы). Поэт-демократ видел, что народный протест ограничен, стихиен, вера в царя-батюшку остается неиз­менной. Только народному заступнику Грише Добросклонову дано до конца понять корни всех народных бед: “Всему виною крепь”, – а потому с темой народных заступников связана заключительная часть поэмы, подводящая итог развития ее художественной идеи.

Но в предшествующих частях поэмы поэт не раз говорит о том, что народу присуще стремление к правде и красоте, в нем живы творческие силы, могучий дух, который позволяет несмотря ни на что своим трудом создавать все то, чем гордится земля Русская: Материал с сайта //iEssay. ru

Конечно, Некрасов видит, что протест, зреющий в народе, стихи­ен и непоследователен, а его эстетические потребности еще ограни­чиваются лубочными картинками, которыми так дорожит Яким Нагой. Но поэт мечтает о том времени,

Недаром такое важное значение в поэме имеет глава “Сельская ярмонка”, в которой в атмосфере широкого народного праздника возникает театральное зрелище – народное представление, бала­ган с его неистощимым юмором, бесшабашным весельем, а порой, гневным высмеиванием угнетателей народа. Еще более эта празд­ничная, радостная, вольная стихия народной жизни чувствуется в последней главе “Пир – на весь мир”, целиком построенной на на­родно-песенной основе. Все это показывает, что главную идейную основу поэмы составляет авторская вера в то, что такой народ дос­тоин счастья, достоин лучшей доли, которая будет им отвоевана:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: