» » Новые люди в романе Чернышевского “Что делать?”

Новые люди в романе Чернышевского “Что делать?”


После отмены крепостного права в 1861 г. в рус­ском обществе стали появляться люди невиданной ра­нее формации. Это были дети чиновников, священни­ков, мелких дворян и промышленников, которые приезжали в Москву и Петербург и другие крупные го­рода из различных уголков России, чтобы получить об­разование. Они охотно впитывали в университетских городах не только знания, но и культуру, привнося, в свою очередь, в жизнь демократические традиции сво­их небольших провинциальных городков и явную не­удовлетворенность старыми дворянскими порядками,

Им суждено было начать новую эпоху развития русского общества. Это явление нашло свое отраже­ние и в русской литературе 60-х гг. XIX столетия, как раз в это время Тургенев и Чернышевский написали романы о “новых людях”. Героями этих произведе­ний были революционеры-разночинцы, которые глав­ной целью своей жизни считали борьбу за счастли­вую жизнь всех людей в будущем. В подзаголовке романа “Что делать?” Н. Г. Чернышевского мы чита­ем: “Из рассказов о новых людях”.

Чернышевский “знает не только то, как думают и рассуждают новые люди, но и то, как они чувству­ют, как любят и уважают друг друга, как устраивают свою семейную и повседневную жизнь и как горячо стремятся к тому времени и к тому порядку вещей, при которых можно было бы любить всех людей и доверчиво протягивать руку каждому”.

Главные герои романа – Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна – являются представителями людей нового типа Они, казалось бы, не делают ничего та­кого, что превышало бы обыкновенные человеческие возможности. Это обыкновенные люди, и такими людьми признает их сам автор; данное обстоятель­ство чрезвычайно важно, оно придает всему роману особенно глубокое значение.

Выдвигая в качестве главных героев Лопухова, Кирсанова и Веру Павловну, автор тем самым пока­зывает читателям: вот такими могут быть обыкновен­ные люди, такими они и должны быть, если, конечно, хотят, чтобы их жизнь была полна счастья и наслаж­дения. Желая доказать читателям, что они действи­тельно обыкновенные люди, автор выводит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет-“особенным”. Рахметов в действии романа не участвует, ведь такие люди, как он, только тогда и там бывают в своей сфе­ре и на своем месте, когда и где они могут быть исто­рическими деятелями. Их не удовлетворяют ни на­ука, ни семейное счастье.

Они любят всех людей, страдают от каждой со­вершающейся несправедливости, переживают в собственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышевского представить читателям особенного человека можно назвать вполне удачной. До него брал­ся за это дело Тургенев, но, к сожалению, совершен­но безуспешно.

Герои романа – люди, вышедшие из разных сло­ев общества, в основном студенты, которые занима­ются естественными науками и “рано привыкли про­бивать себе дорогу своей грудью”.

В романе Чернышевского перед нами предста­ет целая группа единомышленников. Основой их де­ятельности является пропаганда Студенческий кру­жок Кирсанова – один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционеры, здесь фор­мируется личность “особенного человека”, револю­ционера-профессионала. Чтобы стать особенным че­ловеком, нужно, в первую очередь, иметь огромную силу воли, чтобы ради своего дела отказаться от вся­ких наслаждений и заглушать в себе все малейшие желания.

Работа во имя революции становится единствен­ным, всецело поглощающим делом.

В становлении убеждений Рахметова решающее значение имел разговор с Кирсановым, во время ко­торого “он посылает проклятие тому, что должно умереть и т. д.”. После него началось перерождение Рахметова в “особенного человека”. О силе воздей­ствия этого кружка на молодежь говорит уже то, что у “новых людей” есть последователи (стипендиаты Рахметова).

Чернышевский дал в своем романе и образ “но­вой женщины”. Вера Павловна, которую Лопухов “вы­вел” из “подвала мещанской жизни”, – всесторонне развитый человек, она стремится к совершенству: ре­шает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она создает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни.

Вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светло­го будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы в то время России. Их образы послужи­ли примером для формирования мировоззрения ре­волюционного поколения. Автор осознавал, что опи­санные в его романе люди – это его мечта. Но мечта эта в то же время оказалась и пророчеством. “Прой­дут года, – говорит автор романа о типе нового чело­века, – и он возродится в более многочисленных лю­дях”.

Лучше всего о “новых людях” и о их роли в жиз­ни других людей написал в своем романе сам Черны­шевский: “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Это цвет лучших людей, это двигатели двигате­лей, это соль соли земли”.

Без таких людей невозможна жизнь, ведь она должна постоянно меняться, преображаться из года в год. В наши дни тоже есть место новым людям, ко­торые вносят коренные перемены в жизнь. И в этом отношении роман Чернышевского “Что делать?” це­нен и актуален для современного читателя. Он помо­гает вызвать подъем в душе человека, стремление к борь­бе за общественное благо. Тема романа будет всегда современна и необходима для развития общества.





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: