Писарев “Мыслящий пролетариат”


ПИСАРЕВ Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский философ-материалист, публицист, литературный критик. Основные работы: “Схоластика XIX века”, “Реалисты”, “Идеализм Платона”, “Разрушение эстетики”, “Мыслящий пролетариат”. Последователь Чернышевского, Писарев называл себя представителем так называемого “реализма”. Он довел до крайности критику философских систем прошлого и современности, обвиняя философов в умозрительности, отрыве от жизни. Писарев положительно относился к идеям позитивизма, был поклонником естественно-научного материализма Фохта и Молешотта, пропагандировал идеи дарвинизма. Принцип утилитаризма, принцип полезности стал для Писарева основополагающим. Писарева можно назвать одним из немногих представителей сциентизма в России: он был убежден в неограниченных возможностях науки в деле познания и преобразования действительности. Научное исследование должно одушевляться не чистым познавательным интересом ученого, но пользой. В области этики Писарев последовательно проводил мысль о совпадении “расчетливого эгоизма” с “сознательным человеколюбием”. Несмотря на презрительное отношение к “проблеме Я”, Писарев говорит о необходимости развития “цельной личности”, о свободном творчестве, избавленном от гнета авторитетов. По” отношению к искусству принцип пользы должен быть основополагающим: “сапоги выше Шекспира”. Отношение Писарева к обществу, перспективам его изменения определяется своеобразным сочетанием просветительной идеологии, позитивистской установки на господствующую роль науки в регуляции общественной жизни и “экономического материализма”. Хотя Писарев – сторонник социалистического устройства, он не акцентирует внимание на насильственных революционных акциях. Россия, по его мнению, еще не готова к революционной борьбе, необходимо предварительное преобразование сознания масс, “общественного мнения”. Воздействие на общественное мнение должно происходить путем популяризации научных достижений, “онаучивания” массового сознания”. Если “ум и богатство” капиталиста соединить с разносторонней образованностью, то капиталист становится “мыслящим и расчетливым руководителем народного труда”. Писарева называли нигилистом, боровшимся с верой в “абсолютные истины”. Однако его “нигилизм” далек от трезвости рационализма Запада. Социальный пафос, своеобразный “сциентистский романтизм”, внимание к проблеме свободного развития личности, публицистический дар, полемичность произведений Писарева позволяют говорить о том, что в его творчестве своеобразно преломились черты, свойственные русской философской мысли в целом.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: