Достижения Ломоносова в лингвистике


Ломоносов стоял у истоков многих филологических дисциплин – лингвистики, сравнительного языкознания, литературоведения, стиховедения и др. В “Российской грамматике” (1755), выдержавшей пятнадцать изданий и остающейся одним из наиболее значимых источников для изучения русского литературного языка XVIII века, Ломоносов разработал понятия о частях речи, систематизировал проблемы русской орфографии и пунктуации.

Книги Ломоносова “Краткое руководство к риторике” (1743) и “Риторика” (1748) стали первыми руководствами по красноречию (кстати, само слово “красноречие” ввел в обиход Ломоносов) на русском языке и оказали влияние на все последующие этапы развития этой дисциплины в России, а вместе с тем и на литературную эволюцию: предпринятый Ломоносовым опыт систематизации тропов и риторических фигур оказался исключительно важным для поэтов XVIII века (для Державина, например, “Риторика” стала настольной книгой).

Ломоносов – создатель теории “трех штилей” (“Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”), которая надолго определила развитие стиля русской поэзии. Он описал основные принципы взаимодействия церковнославянского и русского элементов в составе русского литературного языка, систематизировал литературные стили и жанры и установил общий принцип их взаимодействия: каждому “штилю” должны соответствовать свои жанры (“высокому” – героические поэмы, оды, трагедии; “среднему” – драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии; “низкому” – комедии, эпиграммы, песни, басни).

С именем Ломоносова связан важнейший этап формирования силлабо-тонической системы стихосложения в России: в “Письме о правилах российского стихотворства” (1739) он доказал, что русский язык дает возможность писать как двусложными, так и трехсложными размерами, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их, что силлабо-тоническое стихосложение следует распространять на стихи любой длины; именно Ломоносов создал классический русский четырехстопный ямб.

Ломоносов писал трагедии (“Тамира и Селим”, “Демофонт”), идиллии (“Полидор”), поэмы (“Петр Великий”), анакреонтические и сатирические стихотворения. Наибольший успех имели его опыты в жанрах торжественной и духовной оды, воспринятые многими поколениями русских поэтов как образцовые. Академическая и придворная деятельность Ломоносова содействовали укреплению ценностного статуса поэзии в русской культуре.

Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв., а в начале ХХ века своеобразно отозвалась в творчестве Маяковского и некоторых других поэтов Серебряного века. В. Г. Белинский писал, что с Ломоносова начинается русская литература: “он был ее Петром Великим”, так как дал направление “нашему языку и нашей литературе”.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: