Куприн “Тапер” сочинение


Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близ­кой темы, характеров персонажей и их бытования.

Рассказ “Тапер” Чехова был впервые напечатан в журна­ле “Будильник” (1885, № 45). Без изменения “Тапер” вошел в сборник “Первые рассказы” (Спб. 1886), но в Собрание Главный герой рассказа – спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев. Когда-то он подавал на­дежды, но жизнь его не сложилась: “Ехал в Москву за две ты­сячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в тапе­ры. ” У него “необыкновенно острые, словно воспаленные глаза”, “бледное. испитое и поношенное лицо”. Он понимает всю унизительность своего положения: “Тапер, прислуга. официант, умеющий играть!”, привык к грубости заказчиков: “У купцов тыкают и на чай дают, и. нисколько не обидно. Прежде, действительно, больно было, а теперь – плевать!”

Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впос­ледствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда ба­рышне объясняют, что ее собеседник тапер (“. подплывает толстая пава. и что-то шепчет ей на ухо. “), она “вспыхи­вает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля. “. Некоторое время Рублев пытается держать себя в руках, “закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши”, но вдруг с ним случается истерика, и его выпрова­живают из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом “скандале” своему соседу-писа­телю (от его лица ведется повествование), такому же неудач­нику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.

Этот рассказ не относится к самым знамениты произведе­ниям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества – неожиданный протест чело­века против окружающей его жизни. Основа сюжета “Тапе­ра” – приступ душевной болезни у главного героя – получи­ла свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова – рассказе 1888 года “Припадок”.

Спустя пятнадцать лет после чеховского “Тапера” был опубликован в газете “Одесские новости” (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте.

Действие “Тапера” происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Арка­дий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найден­ный тапер оказывается четырнадцатилетним “бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике”. Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Ар­кадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: “Реалист в поношен­ном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту мороз­ную рождественскую ночь его великий учитель”.

Итак, мы видим, что рассказы-“тезки” совершенно раз­личны по направлению, общему тону. Если у Петра Рублева все позади, то у Юрия Агазарова, напротив, все впереди. Финал чеховского рассказа открыт, но реален лишь один ва­риант дальнейшей судьбы главного героя: Рублев сопьется окончательно. Рассказ пронизан безысходностью, тоской по утраченным надеждам (“. какая из меня дрянь вышла. “). “Тапер” Куприна – рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.

Действие рассказа Чехова происходит на фоне, впечатле­ние от пошлости которого усиливает трагизм судьбы главного героя. Жених Присвистовой – “парвеню и мовежанр, свинья в ермолке и моветон”, и свадьба совершается потому, что “па­паше с дочкой манже и буар хочется”. Сам Присвистов груб; барышня, с которой беседует Петр, не понимает ничего в му­зыке, но судит о ней с апломбом знатока. Столь же грубы и ог­раничены гости на свадьбе. Особенно нелепы претензии этих персонажей на аристократизм. Под стать общему настроению рассказа и описание погоды: “На улицах грязища, дождь, туман. ” “Тапер” Куприна начинается с обширной экспози­ции, занимающей почти треть текста. Автор представляет нам членов счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к Юрию относятся совсем не как к “официанту, умеющему играть”, все (кроме разве что “противной гордячки” Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным ” happy end “.

Рассказ Чехова весьма характерен для его творческой ма­неры: отсутствие фабулы, открытый финал, лаконичность в описании быта. Чеховский рассказ немного короче, но нель­зя сказать, что он уже: в своих ранних рассказах Чехов умел облекать серьезное и глубокое содержание в малые формы. Петр Рублев – типичный чеховский персонаж, тип идеалис­та, “точно знающего, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все глубже тонущего в грязи надоевшего существо­вания”. “Тапер” Куприна близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание: “Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, назван­ную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых”, что придает рассказу особое очарование. В отличие от “Тапера” Чехова, жизнеутверждающий купринский рассказ мы с пол­ным правом можем назвать занимательной новеллой.

Как мы видим, сравнительный анализ всего двух одно­именных рассказов Чехова и Куприна дает нам богатый ма­териал для изучения особенностей их творчества.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: