» » Нравственные ценности в поэме “Мцыри”

Нравственные ценности в поэме “Мцыри”


Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри еще до того, как герой начнет ее рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь – тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”.

Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история дается в форме исповеди – от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии – страстный рассказ юноши, о трех днях, проведенных “на воле”.

Таким образом, внимание читателя сосредоточивается на главном – внутреннем мире героя. Б. Эйхенбаум в “Статьях о Лермонтове” писал, что в поэме “Мцыри” “выдвинута… проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема “веры гордой в людей и жизнь иную””.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребенка, из-за войны лишенного родины. Но этот же монастырь – “тюрьма” для Мцыри.

По мысли Ю. В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведенному порядку вещей”. Это – образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Неоднократно подчеркивается, что он умирает “гордо”: будучи мальчиком и будучи юношей. В гордости – протест и вызов, это чувство, чуждое во многом христианскому смирению. “Гордый взор” – то, что характеризует его отца в представлении Мцыри. В уже цитированной выше статье Ю. В. Манн отмечает, что Мцыри чужд желанию прощения, идеям христианского смирения, он не ропщет на Бога, но и не обращается к нему – в этом причина его одиночества.

И происходит это потому, что “желанный, родной Мцыри край – вне видимого наличного круга явлений… в “Божьем мире”, где все на своем месте, Мцыри оказался лишним звеном”.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” – невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовет и манит его. “Душой дитя” – “судьбой монах” – важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря.

Мотив узника перерастает в мотив обреченности на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя – он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя – “пламенной страстью”, живущей в нем.

С монастырем связана тема смирения – отказ от отчизны, родных, друзей (“я никому не мог сказать // Священных слов “отец” и “мать”. // Конечно, ты хотел, старик, // Чтоб я в обители отвык // От этих сладостных имен”). Мцыри не приемлет смирения, потому и “не молит о прощении”.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” – “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остается верен до конца. И в этом его нравственная сила.

Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Путь Мцыри – не только путь на Родину, но и жизненный путь, не случайно некоторые исследователи проводят параллели с “Божественной комедией” Данте. И нравственный выбор Мцыри лежит в стороне от пути, выбранного для него жизнью, от пути, намеченного появлением прекрасной грузинки, от манящего пути из песни рыбки. Это однажды избранный жизненный путь, вскормленный “слезами и тоской”, признанный “пред небом и землей”, верность которому закреплена клятвой.

Дни, проведенные на свободе, – жизнь в ее истинном, единственно возможном для Мцыри значении – средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает ее глубину и тайну. Речь в данном случае идет о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале.

Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы – не случайно цель его – “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри – прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей ее полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д. Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: