“Большое сердце” Маяковского


В России многих талант­ливых людей “не хватило” на всю жизнь. Они либо гибли в начале своего творческого пути, смятые железной пятой са­модержавия, либо, начав громким голосом, по тем же причи­нам не могли выдержать взятую силу до конца. Любому мо­лодому литератору легко было ошибиться в выборе пути в это насыщенное событиями предреволюционное время, наэлект­ризованное жаждой перемен в политическом строе, в обще­ственной жизни, в духовной сфере, в оценке главных челове­ческих ценностей, Любому. Но это был Маяковский!

Его хватило не только на всю жизнь, Сменяется поколение поколением, а творчество великого поэта не только не старе­ет, а наоборот, становится все ближе и понятнее миллионам людей. Чем дальше отодвигается от нас время, в котором тво­рил Маяковский, тем ближе приближаемся мы к пониманию всей глубины его поэтических открытий,

Владимир Маяковский. Кто он? Что мы знаем о нем?

Многие годы на этого человека был “навешен ярлык” ге­ния революции, о нем мало знали как о человеке, забывали, что и у него есть простое человеческое сердце.

Раннее творчество Маяковского – это размышления над бытностью человека, над его жизнью, над его заботами, В это время поэт выходит на арену российской поэзии футу­ристом, Его привлекают в этих людях, пытающихся тво­рить культуру будущего, их шумный протест против застоя в жизни и искусстве, их мечты о том прекрасном времени, к которому непременно придет человечество, Маяковский мечтал и писал о жизни, где не будет места жестокости, злобе, черной зависти.

“Большое сердце” Маяковского, Что это? Может, это серд­це больших размеров, налитое здоровой кровью? – Нет, Это сердце человека. “Большое сердце” – это сердце, которое вмещает в себе любовь ко всему и всем, это сердце, в котором нет места лжи и “зверству”.

Тема человечности звучит почти во всех произведениях поэта. Особенно мне понравилось стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, где автор обращает внимание на то, что в нашей жизни плачут от жестокости и равнодушия не только люди, но и лошади.

Подошел и вижу – за каплицей каплица по морде катится, прячется в шерсти…

И грустно стало автору, охватила его “звериная тоска” за то, что нет в мире понимания, что не хватает человеку добро­ты и жалости даже к “ломовой” лошади.

Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше?

Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Да, в каждом из нас “живет” лошадь; мы тянем сзади себя все грехи, приобретенные нами еще при жизни…

Каждый из нас видит мир по-своему. Маяковский воспри­нимал его во всей своей широте, это восприятие оказало боль­шое влияние и на его любовную лирику. Поэт, во-первых, был человеком, которому не чужды были все человеческие чувства. Вечная лирическая тема любви в “Облаке в штанах”, “Люб­лю”, “Про это”, она присутствует во многих стихотворениях, посвященных любимым женщинам. У Маяковского любовное чувство выражено яростно, страстно, с вулканической силой. Два главных чувства пронизывают все творчество поэта; “гро­мада любовь, громада ненависть”. Громаду любовь он отдавал всему, что служило добру, людям, новому времени; громаду ненависть обрушивал на все, что мешало утвердиться челове­ческим отношениям, что было связано со старым миром,

Владимир Маяковский… Его стихи о любви, о верности, о прекрасной жизни в мире этих чувств разрушили идеал ге­ния, Маяковского-памятника.

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, – ему уже некуда деться…

Маяковский мечтал, Маяковский любил, но не мог он най­ти человека такого, как он сам.

Где любимую найти мне, такую, как и я?

Такая не уместилась бы в крохотное небо!

Его любили как друга, как человека с прекрасным серд­цем, в которое вмещалось все: любовь, взаимопонимание, человечность и доброта. Любовь вдохновляла его, в ней он видел мощный источник своей жизни: “если я что написал, если чего сказал – тому виной глаза – небеса, любимой моей глаза”.

Маяковский не искал выгоды для себя, он отдавал части­цы своего “большого сердца” людям, он только и жил ради того, чтобы каждую минуту быть кому-нибудь и чем-нибудь нужным.

Очень мне надо сияньем моим поить земли отощавшее лонце!

Маяковский любил и размышлял о сущность любви, Любовь не отъединяет человека от мира, а крепче связывает с ним, дает новую энергию для деятельности. Поэтическое сло­во, окрыленное большим человеческим чувством, не знает преград и расстояний. Обывательским взглядом на любовь поэт противопоставляет большое чувство, которое является источ­ником силы и творчества.

Любовь не в том,

Чтоб кипеть крутей, не в том

Что жгут угольями,

А в том, что встает за горами грудей над волосами-джунглями.

Любить – это значит:
вглубь двора вбежать

И до ночи грачьей,

Маяковский проповедовал “чистую” любовь. Он боролся за “чистоплотность наших отношений и любовных дел”. Лю­бовь и верность у поэта сливались в одно единое, целое. Верность во всем, во всех поступках и делах, а “главное – это в любви”. “Вывод” из поэмы “Люблю” стал гимном любви и верности.

Не сломают любовь
ни ссоры, ни версты.

Подъемля торжественно стих

Скороперстый,
клянусь – люблю

Неизменно и верно!

Что нужно было человеку, окруженному славой, друзьями и недругами, который любил, понимал и всегда был рад помочь другим? Чего ему не хватало? “Большое сердце” вмещало все хорошее, но оно было одиноко, оно было в вакууме, и каждое его биение не доходило через эту пустоту к людям, не находило в них живого отклика. Большой человек и “большое сердце” – все это Маяковский. Среди друзей он тоже был одинок. Его лю­били и уважали товарищи, но до конца понять его и сказать простое человеческое слово не могли. Его любили, но не так, как он хотел. А общество вообще не хотело понимать его. Новое государство сделало его кумиром и не хотело понимать этого человека, его устраивал громогласный оратор, проповедник но­вой жизни. А Маяковский любил жизнь, любил свет, любил людей и хотел жить среди них не кумиром, а человеком.

Любовницу мою волоча.

Какими Голиафами я зачат –
такой большой и такой ненужный.

Поэт сравнивает себя с плачущей скрипкой, которая так одинока в оркестре, где все ее старания, ее прекрасная игра никому не нужна, где каждый живет своей жизнью, хотя и играет одну музыку слаженно и хорошо.

Знаете что, скрипка?

Мы ужасно похожи: я вот тоже ору –

А доказать ничего не умею! …

Читая Маяковского, мы еще и еще раз осмысливаем всю грандиозность необыкновенного явления, имя которому – Маяковский.
Творчество поэта, чувствующего себя “должником вселен­ной”, став классикой советской поэзии, заслужило любовь всего прогрессивного человечества. Его творчество” современное нам, людям 90-х годов, прорвав “громаду лет””, войдет, “весомо, грубо, зримо” и в жизнь последующих поколений. Его “боль­шое сердце” завещало нам многое: любовь, доброту, звезды надежд и взаимопонимания, потому что они нужны нам, что­бы верить и жить.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: