Свет творчества Ахматовой


Сегодня каждый культурный человек называет это имя с большим уважением. Но было ли так раньше? Стоит вспомнить начало пути поэтессы. В 1911 году в России появились ее первые стихотворения в журнале “Аполлон”, а в следующем году – поэтический сборник “Вечер”.

В первые же мгновения Ахматова была определена критиками в ряд великих русских поэтов. Вся ранняя, а во многом и поздняя лирика поэтессы была связана с А. Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой Ахматовой.

Главный герой поэзии Блока был значимым и характерным “мужским” героем того времени, тогда как представительницей “слабой” половины человечества была героиня ахматовской поэзии. Герои Ахматовой многим обязаны образам Блока. В своих стихотворениях Ахматова предстает перед нами в бесконечном разнообразии женских образов: любовницы и жены, вдовы и матери…Поэтесса в своем творчестве продемонстрировала всю сложность женского характера той эпохи, его истоков, изменений, нового становления.

В 1921 году, в очень сложное для нее и для всех окружавших ее людей время, Ахматова создала проникнутые духом обновления строки:

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано Отчего же нам стало светло?

Важно отметить, что Ахматова была так же и революционным поэтом. И в то же время она оставалась традиционным поэтом, поставившим себя в рамки русской классики, прежде всего, Пушкина. Всю свою жизнь она познавала пушкинский мир. Но существует центр, который объединяет в себе всю поэзию, становится главным ее нервом, идеей и принципом. Это любовь.

В одном из своих стихотворений поэтесса называет любовь “пятым временем года”. Острое и необычное по своей природе чувство любви еще больше дополняется, когда проявляется в предельном, кризисном выражении – взлет или падение, первой встречи или разлуки, смертельной опасности или ужасной скуки.

Ахматова стремится написать лирическую новеллу с неожиданным, капризным концом психологического сюжета (“Город сгинул”, “Новогодняя баллада”). Зачастую ее стихи – это начало драмы, иногда это уже кульминация, но чаще это ее финал и окончание. И здесь она основывалась на большой опыт не только русской поэзии, но и прозы:

Все расхищено, предано, продано, Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано Отчего же нам стало светло?

Ее мир трагичный. Ноты трагедии, беды слышны в стихотворениях “Клевета”, “Последняя”, “Через 23 года” и других. Годы репрессий стали годами ужасных переживаний, когда ее мужа расстреляли, а сына посадили в тюрьму, в это время творчество – единственное спасение, “единственная свобода”.

Ее не покинула муза, она написала великий “Реквием”. Ахматова писала в очень тяжелое время, время катастроф и социальных бед, революций и войн. В то время в России многие забывали, что такое свобода, и поэтам приходилось выбирать между своим любимым делом и жизнью. Но, не смотря ни на что, поэты не отрекались от творчества: были написаны бессмертные строки, величайшие произведения.

Ахматову вдохновляла Родина, Россия, поруганная, униженная, но ставшая от этого еще ближе и роднее. Поэтесса не смогла эмигрировать, так как знала, что только на Родине может творить, именно в России нужна ее поэзия:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам.

Мы слышим в этих строках трагическое мужество, в них безмерная любовь к России. Я восхищаюсь тем, что в русской поэзии есть Анна Ахматова. Люди подобные ей оставляют на земле неугасающий след.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: