» » Стихотворения доктора Живаго в романе Пастернака “Доктор Живаго”

Стихотворения доктора Живаго в романе Пастернака “Доктор Живаго”


Много лет Б. Пастернак вынашивал замысел романа, осмысляющего эпоху, в которую довелось ему жить. В романе “Доктор Живаго” история предстает как драматическое действие, в центре которого оказывается творческий человек. Стихи главного героя Юрия Живаго выделены в произведении в особую часть. Перед нами книга в книге. Она открывается стихотворением о Гамлете. Само название этого стихотворения и заданная в нем ситуация – осмыслить то, что происходит – говорит о том, что перед нами внутренний монолог героя, пытающегося определить характер собственной эпохи. Как известно, шекспировский герой рассуждал о времени и о себе, и такая же аналогия угадывается в стихотворении Юрия Живаго. Оно представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета:

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

Автор воссоздает все атрибуты сцены. На героя “наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”. Слова “роль”, “драма”, “замысел” также заставляют вспомнить высказывание Шекспира: “Весь мир – театр, а люди в нем – актеры”. И потому ситуация театра и актера переосмысляется как ситуация мира вообще и человека в нем. А слова “Я люблю твой замысел упрямый” относятся не только к режиссеру драмы, но и к Создателю того мира, в котором каждый выбирает свой путь.

По глубокому убеждению поэта, человек должен быть достоин своей роли, своего предназначения в этом мире. “Жизнь прожить – не поле перейти”, – говорит он. А, по всей видимости, прожить жизнь достойно будет не просто. В первом стихотворении книги уже ощущаются трагические предчувствия, мучающие героя. Строки “Если только можно, Авва Отче, чашу эту мимо пронеси”, “Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь” явно соотносятся с отношением поэта к происходящим вокруг него событиям.

Стихи из тетради Юрия Живаго – это стихи о самом дорогом, о сокровенном. Герой романа в памяти своей хранит свечу, которая горела за окном дома, где жила та, которую он встретил и полюбил. В стихотворении “Зимняя ночь” свеча становится точкой притяжения для человеческой души:

Мело, мело, по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

В образах снежной мглы, метели, которая заметает мир, явно угадывается перекличка с поэмой Блока “Двенадцать”. Но у Юрия Живаго есть то, что освещает путь человека, идущего в снежной мгле. Свеча становится единственным и вечным источником света в тот час, когда метет по всей земле. В этой свече воедино собрано все: она символ любви, символ цели, к которой стремится человек, символ самой жизни.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос, обращаясь к своим ученикам, говорит о том, что свеча символизирует веру. Она светит так же, как вера освещает путь людям. У Пастернака свеча – это символ всего того доброго и хорошего, что есть в душах людей. Но свеча – это и внешний свет, который помогает людям видеть и находить добро, а также освещает все их поступки и дела.

Книга Юрия Живаго завершается стихотворением “Гефсиманский сад”, название которого сразу же настраивает на библейское восприятие. В нем звучит важная мысль о том, что “спор нельзя решать железом”. В этих словах Христа, по сути, выражается оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в окружающем мире. Нельзя мечом установить историческую правду – вот вывод и героя романа, и самого Пастернака.

В этом же стихотворении ясно выражена тема добровольного пожертвования во имя искупления человеческих страданий:

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Здесь же появляется и мотив бессмертия, характерный для многих стихотворений Пастернака:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты.

Таким образом, книга Юрия Живаго открывается темой предстоящих страданий и осознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного принятия искупительной жертвы. В стихах, завершающих роман, проявился философский склад поэтического дарования Пастернака. Поэт стремится осмыслить жизнь и все больше убеждается в том, что она может быть построена на основах добра, любви и красоты. И чем труднее то время, в которое довелось тебе жить, тем нужнее эти нравственные основы.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: