» » Литературный герой в романе «Евгений Онегин»

Литературный герой в романе «Евгений Онегин»

Вы читаете художественное произведение, знакомитесь с его персонажами. А дальше? Учите «образы»: «образ Онегина», «образ Ленского», «образ Татьяны Лариной»?. Скажите, о ваших товарищах вы тоже судите по «школьным характеристикам»?

Вряд ли: суждения о человеке формируются прежде всего на основе личных впечатлений. А литературный герой, с которым вас знакомит писатель,- разве он не личность, которую вы наблюдаете в разных обстоятельствах и с разных сторон? Вот и выскажите о нем свое мнение!

Как? Начните с портрета. Какое впечатление на вас произвел внешний облик героя?

Что прежде всего обратило ваше внимание? Как это, по-вашему, его характеризует? Обратите внимание и на речь: есть ли особенности?

О чем они говорят?

Проследите взаимоотношения героя с другими персонажами произведения: как он ведет себя с разными людьми? Кто о нем говорит и как именно? Как в поступках проявляются его ум и характер, нравственные качества?

Как вы полагаете, что думает о своем герое автор и что он хотел сказать, изображая его таким? Наконец, что вы сами можете сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Каким он вам представляется? На какие мысли о жизни, о человеке он вас навел?

Только ответив на эти вопросы, вы можете сказать себе: я его знаю, он мне понятен.

Ленский. Еще более, чем Онегин, оторван от национальной, народной почвы молодой «полурусский» помещик Владимир Ленский. Воспитанник Геттингенского университета1, поклонник философа-идеалиста Канта, он совершенно не знает жизни, верит в искренность и чистоту человеческих чувств, в идеальные отношения между людьми своего круга.

Он поэт, восторженный поклонник и последователь немецких поэтов-романтиков.

Как Пушкин относится к Ленскому и его поэтическому творчеству? А каким вы увидели Ленского? Владимир Ленский — единственный человек, с кем сблизился в деревне Онегин, несмотря на крайнее различие их натур («…

Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой»). Сначала автор говорит о непрочности их первого знакомства («от делать нечего друзья»), но Онегин скоро постиг особенности натуры Ленского и сумел умно, сердечно подойти к наивному юноше:

* Сноснее многих был Евгений; * Хоть он людей, конечно, знал * И вообще их презирал,- * Но (правил нет без исключений) * Иных он очень отличал * И вчуже чувство уважал.

Как это характеризует самого Онегина?

Оба не могли принять узкий духовный мирок провинциального дворянства. Как и Евгению, Ленскому

* … не нравились пиры; * Бежал он их беседы шумной, * Их разговор благоразумный * О сенокосе, о вине, * О псарне, о своей родне…

* не интересовал его.

Близки оказались друзья и по духовным запросам:

* Меж ними все рождало споры * И к размышлению влекло: * Племен минувших договоры, * Плоды наук, добро и зло,

Ольга. В порыве восторженной откровенности Ленский рассказывает своему другу «любви младую повесть». Он любит Ольгу Ларину так, «как одна безумная душа поэта еще любить осуждена». А в портрете Ольги, который рисует сам автор романа, нет ничего, что могло бы объяснить такое чувство Ленского:

* любой роман Возьмите и найдете, верно, * Ее портрет: он очень мил; * Я прежде сам его любил, * Но надоел он мне безмерно.

Как характеризует Ленского эта «безумная» любовь? Какими художественными средствами подчеркивается романтизм, романтический мир Ленского? Можете ли вы объяснить последовательность появления героев романа: Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна?

Татьяна. «Ее сестра звалась Татьяна». С глубокой нежностью автор рисует портрет девушки, ее воспитание, характер, привычки. В черновиках романа есть строфа, которая не вошла в окончательный текст:

* Ни дура английской породы, * Ни своенравная мамзель, * В России по уставу моды * Необходимые досель, * Не портили Татьяны милой. * Фадеевна рукою хилой * Ее качала колыбель.

В самом романе говорится, что «страшные рассказы» няни «зимою в темноте ночей пленял… сердце ей». Не только народная поэзия, но и природа русской деревни формирует характер девушки. Татьяна выросла в свободной обстановке деревенской усадьбы. Героини сентиментальных романов Ричардсона, Руссо и г-жи Сталь, несомненно, привлекали Татьяну своей гордой самостоятельностью, независимым характером, любовью к простым людям из народа, готовностью отстаивать право на большое чувство. Родители не мешали ее увлечению романами.

Отец «в книгах не видал вреда» и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». Простота, искренность отношений, русские обычаи, радушие и гостеприимство — в этой патриархальной обстановке формировался характер девушки из дворянской среды.

В роман вошла героиня, которую любит, которой восхищается автор. Чистота и благородство, мечтательность и восторженность натуры, глубокая любовь к русской природе резко отличают ее от окружающих, от мира буяновых и пустяковых. Воспитание и формирование характера Татьяны противоположны воспитанию и формированию Онегина.

Там — полный отрыв от русской среды, здесь — постоянное влияние ее. В дальнейшем это определит взаимоотношения Онегина и Татьяны в развитии действия, окажет сильное влияние на их жизненные судьбы.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: