» » Сочинение по картине Репина “Иван Грозный и сын его Иван”

Сочинение по картине Репина “Иван Грозный и сын его Иван”


Это один из примеров обращения художника к историческим сюжетам, вызывавшим у него ассоциации с событиями современной российской жизни. Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни Ивана IV Грозного пришла Репину в 1882 году после концерта Римского-Корсакова на Московской выставке.

С одной стороны, Репин захотел создать что-то подобное услышанной музыке по силе ее трагизма. С другой стороны, картина явилась прямым откликом на 1 марта 1881 года – убийство императора Александра II. Сам художник находился под впечатлением этого и писал: “Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Кровавое событие 1 марта всех взволновало”.

Превосходный портретист, в этой картине Репин добился недосягаемой высоты психологической выразительности. Лица царя Иоанна IV и его сына отличаются эмоциональностью, поразительной жизненностью, умением передавать сиюминутные состояния. На лице тирана изображен момент, когда в нем пробуждается человек, когда с него слетела оболочка зверя и он – в припадке горя отца. На лице сына – полуулыбка человека при смерти, который прощает отца и хочет облегчить сознание содеянного им и чувство вины. Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко “Снятие с креста”.

Написание картины отняло много сил у Репина. Он ходил по улицам, искал образы, делал этюды. В квартире 1 помещение было отведено под “апартаменты царя”. Когда маленькая дочь Вера упала с трапеции, и у нее пошла кровь из носа, художник просил не унимать ее сразу и наблюдал, запоминал направление струек и цвет.

Картина взбудоражила общество. В Третьяковскую галерею шли смотреть массово только ее. В зале, где она была выставлена, положили красный ковер, как бы продолжающий рисунок и вводящий зрителя в комнату убийства, – прообраз современной инсталляции. Между тем в Академии Художеств ее критиковали за погрешности против законов пропорций и анатомии, император Александр III порицал за голый реализм и тенденцию обличения. В конце концов, по царскому указу картина была запрещена к показу.

Через несколько месяцев ее снова выставили, но судьба ее трагична. 16 января 1913 года молодой иконописец из старообрядцев Абрам Балашов пришел в галерею и нанес картине 3 больших пореза ножом. Реставрация картины была проведена успешно, но подлинное репинское письмо утрачено.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: