» » Анализ стихотворения Пушкина “К портрету Жуковского”

Анализ стихотворения Пушкина “К портрету Жуковского”


Произведение, появившееся в 1818 г. является поэтическим откликом на работу Кипренского, написанную за два года до пушкинского текста. Живописец изобразил молодого Жуковского в задумчивой позе, передающей романтически мечтательный характер литератора. Одухотворенному возвышенному настроению вторит фон: море, силуэты деревьев, фрагменты старинной крепости.

Герой Пушкина моделирует будущее: наследию адресата предстоит долгая жизнь, которая сможет преодолеть “завистливую даль” времени. Какие чувства вызовут произведения Жуковского в душах потомков? Они “утешат” грустных и подтолкнут к раздумьям счастливых, дадут повод помечтать о славе молодым честолюбцам.

Хотя источником вдохновения стало художественное полотно, содержание стихотворения посвящено не личности Жуковского, а “портрету” его лирики. Автор насыщает стихотворный текст лексикой и образами, характерными для поэтики адресата. Центральная категория стихотворения – “сладость”. Эта лексема, часто применяемая Жуковским, демонстрирует стилевые черты и особенности мировоззрения романтического поэта. “Сладостью” обозначаются положительные жизненные впечатления и предметы, образы которых способны вызвать любовь и умиление, счастье и умиротворение. Ключевая лексема получает оригинальный эпитет “пленительная”: подобный выбор подчеркивает состояние чарующей гармонии, возникающее у настоящего и прогнозируемого читателя.

Текст миниатюры богат тропами. В первом двустишии встречаются сходные по композиции метафоры, структура которых включает инверсную конструкцию с родительным падежом: “стихов сладость” и “веков даль”. Каждый из метафорических компонентов наделен эпитетом. Второй пример осложняется олицетворением: литературное наследие адресата способно “проходить” сквозь столетия. Прием предваряет череду однотипных олицетворений, предметом которых становятся элегические категории младости, “безмолвной” печали и “резвой” радости. Параллельное содержание четвертой и пятой строк подчеркнуто их сходным синтаксисом. Показательно, что антитеза “печаль” – “радость” призвана не выявить противоречия, а подчеркнуть подобие.

Пушкинская миниатюра заслужила высокую оценку, и первые восторженные отзывы принадлежат современникам: критики отмечают ясный и логичный стиль, сочетающий открытость культурному опыту с неповторимостью авторской поэтической системы.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: