» » Анализ стихотворения Бродского “Сознанье, как шестой урок”

Анализ стихотворения Бродского “Сознанье, как шестой урок”


Точное время написания стихотворения “Сознанье, как шестой урок” до сих пор остается неизвестным. Общепринятая литературоведами датировка его весьма расплывчата – шестидесятые годы двадцатого столетия. Исходя из нее, произведение можно причислить к ранней лирике Бродского. Удивительно, поэту, создавшему столь глубокое и многогранное стихотворение, было немногим больше двадцати лет! Некоторые считают, что “Сознанье, как шестой урок” – одна из первых заявок Иосифа Александровича на гениальность и место в веках. Любая трактовка этого произведения, даже подкрепленная сотней доказательств, не должна быть признана единственно верной. Анализ стихотворения может быть сделан только в виде перечисления хотя бы малой части версий.

Люди религиозные склонны видеть в нем впечатления Бродского, полученные после прочтения и осмысления главной христианской книги – Библии. Якобы поэт нашел в ней ответы на все вопросы и таким образом воплотил их в лирике. При этом шестой урок иногда сопоставляется с шестой заповедью (в соответствии с Синодальным переводом): “Не убивай”. В поддержку этого варианта приводится ряд аргументов. Во-первых, использование религиозной лексики: “погост”, “крест”, “церковь”. Во-вторых, жизнь в стихотворении названа пространством “между двух десниц и в стороны от них”. Десницы в данном случае трактуются как руки Господа.

Есть мнение, что “Сознанье, как шестой урок” – размышление о прозрении. Сознание возвысилось над земным, объяснимым, реально существующим. Оно перешло в другие сферы, обрело шестое чувство, начало познавать мир интуитивно. “Вывод из казенных стен” – освобождение от штампов, общепринятых мнений, давно существующих правил и законов. В таком контексте неслучайным становится использование образа ребенка, нередко встречающегося в поэзии Бродского. В рассматриваемом стихотворении он выступает в роли носителя неокультуренного сознания, дающего близость к небытию. Его взгляд стремится вперед, луна подсказывает путь в новый мир. Что ждет ребенка за забором? Возможно, жизнь, полная открытий, изучения неизведанного, неожиданных прозрений.

Каждое произведение Иосифа Александровича – бескрайний космос, который никогда не будет исследован полностью. Да, лирике его посвящено множество трудов, но, кажется, даже на половину вопросов в настоящее время не дано ответов.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: