» » Анализ стихотворения Григорьева “Пришли к нам четыре кошки”

Анализ стихотворения Григорьева “Пришли к нам четыре кошки”


Небольшое произведение было создано в счастливейшее лето 1911 г. когда молодая поэтесса гостила в Крыму у Максимилиана Волошина. Двух творческих людей связывали дружеские отношения, и Цветаева очень дорожила ими, считая Волошина, “дорогого Макса”, своим наставником – деликатным, терпеливым и внимательным. В произведении, написанном на смерть старшего товарища, его образ получает наименование “вожатого душ”, который даровал “подъем”, бесценную моральную помощь окружающим людям. Посвящение Волошину предваряет и анализируемый текст.

Заглавие стихотворения выводит на первый план образ кошек, аллегорическая природа которого несомненна. Интересно, что в тексте лексема “кошки” не употребляется, зато в последней строке всех трех строф встречается словосочетание “кошачье сердце”. Его обладатели названы нарочито неясно – “они”, неопределенная группа людей.

Какими свойствами обладают те, чья суть сродни кошачьей натуре? Они непостоянны, стремятся избегать трудностей и серьезных обязательств, не любят ситуаций, когда требуется поддержка. Непригодность к “домашней роли” объясняется особенностями ценностных установок, в которых приоритетное место отводится свободе, независимости от личных связей. Сочувствие, привязанность, любовь, благодарность – понятия, чуждые людям-кошкам. Они трактуются как проявления “рабской доли”, ограничивающие волю личности.

На другом полюсе своеобразной шкалы нравственности находится “мы”, в которое включены героиня и лирический адресат-поэт. Автор не дает прямых оценок качествам представителей “своей” группы: предполагается, что читатель домыслит их самостоятельно, руководствуясь принципами изображения через отрицание. Однако некоторые намеки на психологический портрет все же присутствуют. Ясно выражено стремление к общению с обладателями кошачьих сердец, хотя и отсутствуют причины, мотивирующие такое поведение. Приголубить, приручить, одомашнить – таковы желания лирического “мы”. Обозначена и самокритичная эмоциональная реакция на собственные попытки, заведомо обреченные на неудачу, – “смешно”, нелепо, бессмысленно.

Определения, разбросанные по тексту, позволяют смоделировать антитезу, компонентами которой выступают эгоистическое и альтруистическое начала. Носителями первого являются “они”, свободолюбивые себялюбцы, второго – “мы”, представители братства поэтов, бескорыстные в своей доброте и любви.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: