Анализ стихотворения Лермонтова «Отчего»


Стихотворение «Отчего» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М. А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М. А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца.

По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов – едва ли нелучший из теперешних наших поэтов».

М. А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи».

Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его – лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.

Исследователи неоднократно отмечали, что в произведениях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта – это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятельства, безответная любовь, невозможность счастья. То же самое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Основные чувства лирического героя – это грусть, горькое осознание безысходности

ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.

Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:

Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно… потому что весело тебе.

Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цветущая молодость» героини противопоставлена «молвы коварному гоненью», «светлый день» – «слезам и тоске». Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.

Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. «Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе – две, а третье – одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, – из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой.

Однако такая сложность строфы «Отчего» только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже «прозаичностью» ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословно­го, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («молодость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инверсию («молодость цветущую твою»), синтаксический параллелизм (начало и финал стихотворения).

Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.

Произведения для сопоставления: Ф. И. Тютчев – стихотворения «Чему молилась ты с любовью», «Она сидела на полу»

Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: