» » Анализ стихотворения Есенина “За темной прядью перелесиц”

Анализ стихотворения Есенина “За темной прядью перелесиц”


Стихотворение Есенина “За темной прядью перелесиц…” (1915 – 1916) можно отнести к жанру элегии – в нем переданы лирико-философские раздумья героя о сущности человека и природы, о его связи с родиной – ее историей и судьбой.

В стихотворении гармонично сочетаются пейзажные зарисовки, философские размышления и лирические отступления героя. Так, в первой части произведения (три первые строфы) дается описание родной стороны героя – “стороны ковыльной пущи”.

Поэт выбирает для своего описания ночное время суток. Этот факт подчеркивает неспокойное психологическое состояние лирического героя, которому не спится, который ночью, один на один с природой, размышляет о важных для себя вопросах, ведет мысленный диалог со “стороной ковыльной пущи”.

Какой же предстает перед героем и нами его родная сторона? С первого слова мы понимаем, что она населена живыми существами, дышит и существует по своим законам. Создать такой эффект автору помогают метафоры олицетворения – поэт персонифицирует месяц (“Ягненочек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве”) и его “составляющие” (“В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…”). Оживают здесь озерная вода (“Вода качает берега”) и степь (“…степь … Кадит черемуховый дым И за долинами по склонам Свивает полымя над ним”). Кроме того, в этой части стихотворения много “активных” глаголов, создающих картину связанного воедино, движущегося, живущего своей жизнью мира природы.

Картина, созданная в первой части стихотворения, образно и точно передает ночной пейзаж, даже цветовая гамма эпитетов способствует этому – в стихотворении преобладают оттенки синего и зеленого цветов, разбавленные дымкой белого (“в неколебимой синеве”, “в голубой траве”, “под пологом зеленым”, “черемуховый дым”).

Вторая часть стихотворения (три последние строфы) погружают нас в мир переживаний и раздумий лирического героя. Мы понимаем, что он мыслит себя частью своего родного края, мира родной природы. Для него они – важная составляющая его собственного внутреннего мира, во многом определяющие его жизнь и судьбу. Именно поэтому мы встречаем здесь речевые обороты сопоставления – “и ты, как я…”, “но и тебе…”

По мысли Есенина, модель устройства человеческой души повторяет модель устройства природного мира, который делится на две четко разграниченные части – верх и низ, небо и землю, духовное и плотское, возвышенное и низменное. Недаром за кажущейся “ровностью” герой чувствует стремление “ковыльной пущи” к “розовому небу” и “голубиным облакам”. Однако это стремление столько же безнадежно, сколько и вечно.

Такова и человеческая душа, бесконечно стремящаяся к небу, но неспособная преодолеть свою “земную” – низменную – суть. И ощущение этой роковой недосягаемости гармонии и счастья создают в душе героя ощущение смертной – давящей, бесплодной, ядовитой – тоски, которую он выражает с помощью метафоры “солончаковая тоска”.

В этом стихотворении отчетливо предстает перед нами образ есенинской Руси. Мир среднерусской природы освящен у поэта божественной верой, самым тесным образом связан с православием и историей России. Мир родины героя, самая малая его часть устроена по законам христианства, она – главный создатель и главное мерило всего сущего. В подтверждение этой мысли в стихотворении присутствует церковная, архаичная, диалектная лексика – “кадит”, “в печальной требе”, “голубиные облака”, “пугливо кажет”, “кандалы Сибири”.

Кроме того, Русь Есенина освящена и ее историей, теми страшными и грандиозными событиями, что пришлось ей пережить. Неслучайно поэтому здесь возникают такие образы, как “кандалы твоей Сибири”, “горб Уральского хребта”. Они не могло не “наложить отпечаток” на судьбу страны, на судьбу и мировоззрение ее народа, на будущее России.

Ритмический строй произведения “поддерживает”, помогать выразить основные авторские мысли. Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, что делает его ритм более плавным, певучим, сохраняя, в то же время, легкость его восприятия.

Масштабы, размеры “ковыльной пущи” помогает передать ассонанс с гласной “О”: “В затихшем озере с осокой Бодаются его рога…”;

“А степь под пологом зеленым

Кадит черемуховый дым

И за долинами по склонам

Свивает полымя над ним”.

Кроме того, подобный ассонанс помогает передать и колорит русской степи, и свойственную только русскому человеку “средневековую тоску”:

О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска.

Важную роль в ритмической организации стихотворения играют и интонационные паузы. Они позволяют автору более зримо передать изображаемую им картину, акцентировать внимание на тех или иных образах: “Ягненочек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве”,

“В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, –

И кажется с тропы далекой –

Вода качает берега”.

Таким образом, стихотворение “За темной прядью перелесиц…” можно назвать типичным для есенинской поэтики. Оно демонстрирует нам слияние героя с миром природы и с родиной, его представление о мире человека как о части всеобщей жизни Вселенной. Кроме того, здесь отчетливо звучит мысль о роковой неразделимости судьбы страны и судьбы героя, об их трагическом, но недостижимом стремлении к гармонии.

Помимо этого, стихотворение наполнено “типично есенинскими” эпитетами и метафорами – обилие оттенков синего цвета, церковные и крестьянские реалии, наличие архаической и диалектной лексики. Все это позволяет в полной мере согласиться со словами Солженицына, назвавшего Есенина гениальным самородком: “Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают”.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: