Анализ стихотворения Бунина “Святогор”


В стихотворении Бунина “Святогор” повествуется о смерти славного богатыря Святогора. Безутешный конь, верный друг Святогора, бродит вокруг и пытается разбудить богатыря, не желая мириться с его смертью.
В этом стихотворении два ключевых образа: образ коня и образ камня Алатыря.
Конь в стихотворении олицетворяет неукротимость человеческого духа, нежелание мириться со злом, которое “сеют” различные “Иваны” (Иван крадется по земле за конем, пытается поймать его, но конь не дается).
Камень Алатырь – “камень преткновения”, “бел-горюч камень”, “всем камням отец”, так говориться о нем в русском фольклоре. В стихотворении это камень, у которого лежит покойный главный герой. Он символизирует вечный спор добра и зла, “распутье” России, представляется вратами в другой мир (в стихотворении – в мир мертвых). Иван и Святогор противопоставляются друг другу, как варианты пути России. Но так как Святогор умер, путь нам известен, хоть и мы (черный конь) не хотим этого признать, принять, пытаясь вернуться к распутью и повернуть.
В стихотворении используется кольцевая женская рифма, что дает стихотворению некую былинную напевность, чему также способствует анапест – стихотворный размер стихотворения.
Для того чтобы увеличить сходство стихотворения и былины, Бунин использует постоянные эпитеты, такие как: чистое поле, бел шатер и др.
В стихотворении много метафор (ворон по полю плавает, свет-заря помутилася, месяц встал на ночной дозор и т. п.). Метафоры являются неотъемлемой частью стихотворений, но в этом именно метафоры помогают автору в описании пейзажа, делают его более прочным и детализированным. Несколько раз в стихотворении встречается анафора (В чистом поле..; Я ль не. ; Он. ). Анафора акцентирует наше внимание на важном, помогает не упустить нить рассказа.
Большую роль в стихотворении имеют описания звуков в “пейзаже” – карканье ворона, звон стремян, чуть слышные касания копыта – все эти звуки подчеркивают тишину, окутавшую всю эту картину.
“Святогор” – характерный пример вторжения былины в стихотворения, их симбиоз. Бунин смог соединить два этих лирических и лироэпических жанра без потерь ни для одного, ни для другого.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: