» » Анализ стихотворения Высоцкого “Про дикого вепря”

Анализ стихотворения Высоцкого “Про дикого вепря”


Любимого лирического героя Высоцкого мы узнаем и в его песнях-сказках. Сам Высоцкий говорил о том, что он ценит прежде всего в человеке: “В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям – хоть это к делу не относится, – обязательно пишу ему: “Вырасти сильным, умным и добрым”. А женщине я написал бы: “Будь умной, красивой и доброй””. Обращаясь к сказочным сюжетам, поэт их трансформирует, осовременивает, но герой остается истинно русским, бескорыстным, своеобразным Иванушкой-дурачком, который в конце концов оказывается самым умным. Высоцкий награждает его еще и своим автобиографическим качеством – “поперечностью”, правом самостоятельного выбора в противовес навязыванию чужого мнения. Таков герой сказки “Про дикого вепря” (1966), где “опальный стрелок”, своего рода диссидент, берется спасти родное королевство от страшного зверя, но при этом категорически отказывается принять в качестве награды королевскую дочь:

Особенно интересна с этой точки зрения песня “Лукоморья больше нет” (1967), которую автор назвал “антисказкой”. Любя Высоцкого, слушатели прощали поэту многое. Простили и своеобразную пародию на пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила”. Впрочем, правильнее было бы говорить в данном случае о творческом использовании пушкинских мотивов. В русской литературе издавна классические стихи использовались для злободневных памфлетов и фельетонов. Классический шедевр в таких случаях играет роль эталона, гармоничного идеала, на фоне которого рисуется дисгармоничная действительность. Процитируем отдельные строфы из этой песни:

Не всякому изысканному вкусу удовлетворяет это стихотворение, но в оригинальности, в остроумии и большой общественно-политической точности этому стихотворению отказать нельзя. И эта смешная песня-сказка на самом деле тоже очень грустная. У Пушкина знаменитый дуб (“У Лукоморья дуб зеленый. “) является символом лада, гармонии, выражением русского национального духа, каким он сложился за целое тысячелетие. Гармоничен, напевен и сам пушкинский стих, его ритм, размеренный и плавный. Песня же Высоцкого написана о том, что в нашем русском отечестве наступил разлад, все пошло вкривь и вкось. И ритм стиха у Высоцкого иной – сбивчивый, прерывистый, дисгармоничный.

Мир пушкинской сказки светел, музыкален, гармоничен. Современный же мир в зеркале “антисказки” Высоцкого – это мир не чудесный, но чудовищный. Пронзителен, горек вывод автора. “Сегодняшнюю прозаическую действительность поэт поверяет меркой “старинного”, гармонического стиля, соотносит с моделью мироздания, явленной в пушкинском тексте. Сравнение, как видим, не в пользу современности – отсюда и ощущение боли, трагического сарказма” 6 .

В этой песне-сказке пушкинская ее основа очевидна и открыто обыгрывается. Но у Высоцкого в других текстах много скрытого, непрямого цитирования из самых разных произведений русской литературы. Поэтому чтение Высоцкого не всегда может быть легким, и с большей полнотой его тексты может понять только читатель подготовленный, знающий русскую классическую литературу.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: