» » Анализ стихотворения Лермонтова “Тростник”

Анализ стихотворения Лермонтова “Тростник”


Юного автора привлекает романтическая сущность жанра баллады – острота конфликтов, напряженность действия, эмоциональная насыщенность, преобладание мрачного колорита. После первых подражательных стихотворений появляются более самостоятельные творения – “Русалка” и “Тростник”, которые датированы 1832 г.

Архаический фольклорный сюжет о чудесной дудочке, раскрывающей тайну гибели человека, лег в основу “Тростника”. Исследователи затрудняются в определении точного источника, относя к нему и английский вариант народной баллады о сестрах-соперницах, и славянские сказочные мотивы, повествующие о подругах, позавидовавших красоте героини, или злой сестре, умертвившей брата. Суть бродячего сюжета – переселение души невинно убиенного в растение, которое появляется на месте преступления.

В лермонтовской трактовке жертвой становится молодая девушка-сирота. Безрадостная жизнь в доме мачехи, незаслуженные обиды порождали в душе бедняжки греховные мечты о смерти, “ранней могиле”. Отвергнув домогательства сводного брата, обманщика и разбойника, красавица была убита жестоким “любимцем” мачехи. На месте гибели “взошел тростник большой”, в которой вселилась душа девушки. Трагическую историю-песню поведала сухая тростинка, случайно срезанная посторонним человеком – “рыбаком веселым”.

Архаический мотив завершается обнародованием обстоятельств преступления, которое предполагает возмездие, последующее наказание убийцы. Поэт поступает иначе: героиня просит не тревожить ее скорбный покой. Показательно, что страшная тайна открывается не заинтересованному лицу – родственнику или старейшине, а случайному равнодушному человеку. Ничто не поможет жертве: бесполезны публичное оглашение деталей трагедии, месть злодею, сочувствие и утешение. Лирический монолог героини оканчивается скорбными и скептическими нотами.

Жанр баллады в творчестве Лермонтова приобретает емкость и многозначность, выражая сложные переживания и вбирая в себя множество второстепенных, но важных мотивов. Несчастное сиротство и робкая попытка богоборчества, беззащитность и губительность красоты, упрек в безразличии – эти темы проявляются в безыскусной и наивной, но искренней и страстной песне девушки-тростинки.

Поэт прибегает к упрощенной строфике, отказываясь от изысканных тропов и ритмических новаций. “Тростник” предвосхищает идейно-стилевые особенности баллад зрелого периода.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: