Анализ стихотворения Пушкина «Прощание»


Герой словно разговаривает с письмом. Какие образы, художественные средства использует поэт, чтобы показать одушевленность письма?

Сжигая письмо своей возлюбленной, Пушкин одушевляет его, используя обращения («Прощай, письмо любви!» ) и художественные средства: эпитеты («пепел милый» , «отрада бедная»). Для героя письмо не является простой бумагой, оно олицетворяет потерянную любовь. Расставаясь с письмом, Пушкин одновременно прощается со своей возлюбленной. Сжигая его, выполняет вовсе не свою волю, а Е. Воронцовой. Письмо для него – ценность, прощание с которой дается ему тяжело.

Женский образ в стихотворении – образ Е. Воронцовой. Он передан через отношение поэта к письму: «легкий дым» , «легкий пепел» , «пепел милый» , из чего можно судить о добром, нежном создании с чистой душой, к которому герой так трепетно относится. Используя в стихотворении глагол «велела» , Пушкин указывает на безысходную ситуацию – уничтожение письма, расставание с Воронцовой; на готовность героя выполнить любой приказ своей возлюбленной. Даже самое ничтожное желание любимой для героя – закон. Именно глагол «велела» наиболее ярко указывает на окончательное и бесповоротное стечение обстоятельств. Если заменить глагол синонимом «просила» или «пожелала» , прежняя твердость решения исчезнет. Это изменит и образ любимой: исчезнет образ небесного божества, которое повелевает всем вокруг. А. С. Пушкин видел ее именно такой: чем-то свыше.

Лирический герой предстает в стихотворении чувствительным юношей, в сердце которого любовь еще не погасла. Тяжкому решению сжечь письмо сопутствуют мучительные противоречия. Герой страдает от безысходности, он не видит счастья в его «судьбе унылой» без любви. Его боль передается через художественные средства, особенно эпитеты: «горестная грудь» , «отрада бедная» , «жадное пламя». Внешний мир для него перестает существовать из-за отсутствия надежды на лучшее. Лирический герой живет лишь своими воспоминаниями о возлюбленной, которые навек останутся в его душе.

А. С. Пушкин посвятил Воронцовой еще несколько стихотворений: «Ненасытный день потух» , «Пускай увенчанный любовью красоты» , «Храни меня, мой талисман» , «Все в жертву памяти твоей» , «Талисман» , «Желание славы» , «Прощание». Образ любимой, воспетый в «Сожженном письме» , подтверждается цитатами и из вышеперечисленных стихотворений. Например, в стихотворении «Желание славы» лирический герой желает добиться известности лишь с одной целью: «…чтоб именем моим твой слух был поражен всечасно» , чтоб она не забывала его «…последние моленья в саду, во тьме ночной, в минуту разлученья». Иным способом он не мог привлечь ее внимания к себе, ведь они занимали разные положения в обществе.

По своему характеру Воронцова была решительной и властной, ее желания исполнялись, в том числе и желание расставания. В стихотворении «Храни меня, мой талисман» поэт рассказывает о перстне, подаренном ему Воронцовой. Пушкин верил в силу, упорство и, конечно же, ангельские качества его дамы, поэтому и одушевляет свой талисман, придавая ему способность избавлять героя от грозных туч, «скучного покоя» , «пламенного боя» – от чего обычно спасает нательный крест. В результате перед нами предстает образ, в котором прекрасно сочетаются властный характер, сила духа, решительность и нежность, доброта, чувствительность и другие качества настоящего божества.

1 строфа – воспоминание о любви, 2 строфа – о бренности, о быстротечности времени, философского такого характера. “Могильным сумраком одета” пусть вас не обманывает – Воронцова живехонька, это метафора, слова “и для тебя твой друг угас” – тому подтверждение.

3 строфа – окончательнео прощание, причем всплывает в нем интересная деталь”друг обнявший молча друга пред заточением его” – Пушкин как-то случайно встретился с любимым лицейским другом Кюхельбекером на почтовой станции. Кюхля к тому времени был государственным преступником (участвовал в восстании декабристов) , и Пушкин только и успел его обнять и сунуть в руку какие-то деньги, кажется. Их растащили, и Кюхельбекера увезли “в заточение”. Так что и здесь все очень конкретное и живое. Стихотворение проникнуто печалью, мыслями о вечной разлуке. Эпитеты “последний раз”, “могильный сумрак”, “овдовевшая супруга”, слово”заточение” – все это создает мрачное настроение, состояние сдержанного рыдания, у Пушкина довольно редкое.


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: