» » Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»

Анализ цикла стихотворений Блок «Стихи о Прекрасной даме»


Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока «Стихи о Прекрасной даме» (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Александр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых – Боблово – находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить «земное» и «небесное», божественное и мирское, способствует обновлению души поэта.

Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о «мировой душе» и В. Соловьева о «вечной женственности» как нетленном божественном начале. Владимир Соловьев воспринимает «вечную женственность» как явление космического масштаба. Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божественного и «вечно женственного» начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла «Стихи о Прекрасной даме». Героиня цикла – непостижимый, мистический образ («Дева», «Святая», «Непостижимая»), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты «белое платье», «неведомые тени», «в тихой заводи» усиливают ощущение нереальности происходящего; окружают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лирического героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полутонов. Любовь – состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной – непостижимый, таинственный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер «Стихов о Прекрасной даме». Стихотворение цикла «Девушка

пела в церковном хоре» наполнено символами: «голос, летящий в купол», сияющий луч на белом плече, «белое платье», которое «пело в луче». Эпитет белый («на белом плече», «белое платье») подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, «летящего в купол». Песня девушки «о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою». Финал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:

Причастный тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является «Вхожу я в темные храмы» (1902), в котором лирическому герою только чудится образ «величавой Вечной Жены»,

Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

(«Вхожу я в темные храмы»)

Книгу «Стихи о Прекрасной даме» замыкает цикл «Распутья» (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности обретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального города, мистику природы и страсти.

Первый том в основном составляют «Стихи о Прекрасной Даме» (А. А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав «трилогией вочеловечевания»), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с «повседневностью» («Фабрика», «Плачет ребенок. Под лунным серпом», «Все ли спокойно в народе?», «Из газет», «По берегу плелся больной человек» и др.). Появляется мотив «конца мира». Современный город, полный призраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса («Конца Мира»): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, символистская сущность стихотворений остается. В стихотворении «Фабрика» желтый и черный цвета («окна желты», «черный кто-то», «в желтых окнах засмеются») символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, «все слышавший со своей вершины», не является участником происходящего:

Я слышу все с моей вершины:

Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ.





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: