» » Анализ стихотворения Тютчева “Я знал ее еще тогда”

Анализ стихотворения Тютчева “Я знал ее еще тогда”


Историю создания лирического творения 1861 г. связывают с именем Амалии фон Лерхенфельд. Романтическая привязанность к “младой фее”, баварской красавице-аристократке, родилась еще в юношеском возрасте. “Самая давняя любовь”, – так Тютчев определил отношение к своей музе спустя десятилетия после знакомства.

Взгляд лирического героя стихотворения обращен в прошлое, обозначенное формулой “баснословные года”. Яркий эпитет – пример авторского словоупотребления, актуализирующий семантику легендарного времени, значительно отдаленного от настоящего. Космическое звучание поэтическому тексту придает сравнение женского образа со звездой “первоначальных дней”, постепенно бледнеющей на предутреннем небе.

В центральной части лирическая ситуация, основные ориентиры которой заданы зачином, развивается одновременно в двух плоскостях. Юная прелесть возлюбленной дополняется метафорическим определением “дорассветная темнота”, которое вполне логично соотносится со звездой. Игру смыслов поддерживает следующая деталь пейзажа – образ цветочной росы, завершающий эпизод. Он наделен антропоморфными качествами и также несет две функции, дополняя природную зарисовку и завершая иносказательную конструкцию.

Совершенная, прекрасная, неземная – изображая портрет возлюбленной, герой передает искреннее восхищение ее красотой и романтическим характером. Опоэтизированному образу уготована судьба, отличная от скорбного удела земной женщины: героиня уходит подобно таинственным светилам, бесследно исчезающим с небосклона. В контексте возвышенной трактовки и загадочного исхода любовь, зародившаяся в “баснословное” мифологизированное время, приобретает трагическое звучание.

Знаковая особенность горней выси, тютчевские звезды связаны с категориями идеального и божественного. “Таинственный и сумрачный свет” далек от смертных и неподвластен несовершенному разуму. Участвуя в характеристике космической сущности природы, этот символ иногда появляется в любовной лирике, являясь атрибутом возвышенного чувства. В произведении “Еще томлюсь тоской желаний…”, посвященном памяти первой супруги, автор объединяет женский образ со звездой – недостижимой, высокой и вечной. Жадная устремленность души лирического “я” к звездной выси становится еще одним важным качеством, служащим основанием для сравнения образов.





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: