» » Анализ цикла стихотворений Блок “Стихи о Прекрасной даме”

Анализ цикла стихотворений Блок “Стихи о Прекрасной даме”


Первый серьезный поэтический сборник А. А. Блока “Стихи о Прекрасной даме” (1904) выделил его среди других поэтов. Сборник написан под влиянием сильного чувства, которое испытывал Алек­сандр Александрович к Любови Менделеевой, своей будущей жене, (усадьба Менделеевых – Боблово – находилась рядом с родовым имением поэта Шахматово) и учения философа В. Соловьева (1848- 1901) о Вечной Женственности, которая может примирить “земное” и “небесное”, божественное и мирское, способствует обновлению души поэта. Реальное, любовное чувство А. Блока к Любови Менделеевой переосмысливалось поэтом в духе учений Платона о “мировой душе” и В. Соловьева о “вечной женственности” как нетленном божествен­ном начале. Владимир Соловьев воспринимает “вечную женствен­ность” как явление космического масштаба.

Эта позиция философа полностью соответствует взглядам А. Блока данного периода: он также усматривает в своей возлюбленной новое воплощение божест­венного и “вечно женственного” начала (об этом можно судить, читая письма поэта, адресованные Л. Менделеевой). Данные взгляды Александра Блока и определили характер поэтического цикла “Сти­хи о Прекрасной даме”. Героиня цикла – непостижимый, мистиче­ский образ (“Дева”, “Святая”, “Непостижимая”), а иногда реальная женщина, имеющая конкретные черты:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова…

Поэтические эпитеты “белое платье”, “неведомые тени”, “в тихой заводи” усиливают ощущение нереальности происходящего; окру­жают любовное чувство поэта мистическим ореолом. Любовь лириче­ского героя трансформируется в поэзию намеков, символов, полуто­нов. Любовь – состояние души, которое одновременно пленяет лирического героя и заставляет переживать. А. Блок обращается к символу, который переводит восприятие лирического героя из мира реально-конкретных явлений в иной – непостижимый, таинствен­ный, лишь смутно угадываемый мир. Такое понимание искусства определило символический характер “Стихов о Прекрасной даме”. Стихотворение цикла “Девушка пела в церковном хоре…” наполне­но символами: “голос, летящий в купол”, сияющий луч на белом плече, “белое платье”, которое “пело в луче”. Эпитет белый (“на бе­лом плече”, “белое платье”) подчеркивает ощущение покоя, тишины, умиротворения, которое исходит от голоса лирической героини, “ле­тящего в купол”. Песня девушки “о всех усталых в чужом краю, о всех кораблях, ушедших в море, о всех, забывших радость свою”. Фи­нал стихотворения мистичен и не дает читателю ощущение счастья:

Причастный тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

Центральным стихотворением цикла является “Вхожу я в тем­ные храмы…” (1902), в котором лирическому герою только чудится образ “величавой Вечной Жены”, Прекрасной Дамы как символа подлинной любви. Лирический герой одновременно и ждет встречи со своей Милой, и боится своего чувства:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

(“Вхожу я в темные храмы…”)

Книгу “Стихи о Прекрасной даме” замыкает цикл “Распутья” (1902-1904), стоящий как бы особняком. В стихах Блока появляется мотив тревоги, растерянности лирического героя, невозможности об­ретения гармонии в реальной жизни. Внимание поэта переносится на современную действительность, на изображение реального горо­да, мистику природы и страсти.

Первый том в основном составляют “Стихи о Прекрасной Даме” (А. А. Блок сам подготовил к изданию собственное собрание стихотворений, распределив их по трем книгам и назвав “трилогией вочеловечевания”), но также намечены и другие темы: социальные вопросы, связь с “повседневностью” (“Фабри­ка”, “Плачет ребенок. Под лунным серпом…”, “Все ли спокойно в на­роде?…”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек…” и др.). Появляется мотив “конца мира”. Современный город, полный при­зраков, оборотней, теней, напоминает картины Апокалипсиса (“Кон­ца Мира”): женщины бросаются из окон, плачущий ребенок никому не нужен. Несмотря на множество реалистических деталей, симво­листская сущность стихотворений остается. В стихотворении “Фаб­рика” желтый и черный цвета (“окна желты”, “черный кто-то”, “в желтых окнах засмеются”) символизируют бездуховную сущность людей, наделенных властью и деньгами. Поэт, “все слышавший со своей вершины”, не является участником происходящего:

Я слышу все с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: