Анализ стихотворения Бродского «Глаголы»

Стихотворение «Глаголы», созданное в 1960 году, относится к ранней лирике Бродского. Оно оказало огромное влияние на все дальнейшее творчество поэта. Во-первых, в нем присутствует тема языка, роль которой в лирике Иосифа Александровича сложно переоценить. Во-вторых, «Глаголы» наряду с «Петухами» (1958) и «Рыбами зимой» (1959) входят в триумвират стихотворений, полностью построенных на развертывании метафоры.

В начале анализируемого текста поэт множество раз употребляет слоги «гла» и «гол». За счет такой звукописи ему удается нарисовать перед глазами читателей картину большого муравейника. В нем безликие глаголы «мешают раствор», «таскают камни». Они пытаются возвести город, но получается в итоге только памятник собственному одиночеству. Здесь возникает отсылка к знаменитому стихотворению Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». а также произведениям на эту тему других поэтов.

Основополагающая метафора рассматриваемого текста – глаголы как люди. Причем не просто какие-то абстрактные, а жители Советского Союза. Главная функция глагола – обозначать действие. Граждане СССР обязаны работать. В этом Бродский убедился сам, когда в 1964 году его судили за тунеядство. По завершении процесса поэту назначили наказание – пять лет принудительного труда в отдаленной местности, в роли которой выступила деревня Норенская Архангельской области. В ссылке Иосиф Александрович провел гораздо меньше времени, чем изначально постановил суд, – восемнадцать месяцев. Но вернемся к стихотворению. Итак, у советского человека нет права не совершать определенные действия. Миропорядок установлен, и изменить его нет возможности. Трудовой процесс непрерывен: «Каждое утро они идут на работу…». Трагичный конец неизбежен: …некто стучит, забивая гвозди в прошедшее, в настоящее, в будущее время.

По мнению русского поэта, переводчика и литературоведа Виктора Куллэ, в «Глаголах» Бродский овеществляет знаменитую фразу из гетевского «Фауста»: «Остановись, мгновенье!». В произведение введен образ стихотворца, который представлен как носитель времени. Спустя двадцать пять лет Иосиф Александрович в предисловии к книге Рейна признает личное время поэта тождественным прошедшему времени глагола. Что касается «Глаголов», то в этом произведении Бродским в первый раз предпринимается попытка «объективировать в метафоре само время».



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Код: Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите код: